ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С БУМАЖНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С БУМАЖНЫХ И ЭЛЕКТРОННЫХ НОСИТЕЛЕЙ

Червочкина А.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Вопрос «Заменит ли электронный носитель бумажную книгу?» не теряет своей актуальности уже в течение 10 лет и вряд ли в ближайшее время перестанет интересовать научное общество. В современном мире компактные смарт-устройства с доступом в интернет дают возможность получать желаемую информацию практически из любого места и в любое время, тем самым притесняя индустрию газет радио и даже телевидения. Несмотря на кризис печати (снижением аудитории классических печатных изданий), потребность в чтении книг, газет и журналов у потребителей остаётся, но цифровые устройства не могут обеспечить стоящую замену печатным изданиям.

Восприятие текста с бумажного и электронного носителя отличается не только природой создания самого носителя, но и восприятием потребителя содержащейся на нем информации. Д.А. Золотарев и Т. В. Белько в своей работе «Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде» отмечают, что электронный текст лишен «материальности» и зависит только от заданных параметров экрана. Таким образом, текст можно изменять механически, вытягивать, сжимать, изменять цвет, форму и размер букв путем масштабирования экрана или изменением их линейных размеров. Текст воспринимается точно так же, как пучок электронов - он дематериализован.

Если говорить о качестве изображения, то естественно, что бумажные тексты значительно уступают электронным, так как, при масштабировании электронного текста, буквы сохраняют четкость своих очертаний, что при увеличении с помощью оптики бумажного текста не возможно.

Важную роль в восприятии текстового документа играет расположение смысловых единиц текста. Считается, что начало и конец печатного материала понимаются и запоминаются лучше. При этом стоит отметить, что окончание текста запоминается гораздо хуже по сравнению с остальным материалом. Если немного разбавить текст с помощью цветового градиента, то это сделает переход от одной строки к другой несколько легче для глаз, они безошибочно следуют по заданной траектории. Это в результате ведёт к возрастанию скорости чтения. В научной литературе отмечается, что шрифтовые выделения (курсив, подчеркивание, жирное начертание, заглавные буквы) никак не облегчают восприятие текста. А вот наличие рисунков и фотографий, которые включены в семантическую структуру текста, наоборот помогают правильно воспринимать информацию. Не менее важным параметром для правильного восприятия текста является его форматирование. Оно имеет огромное влияние на читаемость. Это является результатом многолетних исследований, испытаний и уточнений . Доказано, что для удобного восприятия текста имеет наличие изображений. В мозгу человека дольше остаются образы, вписанные в круг и овал, нежели в фигуру, имеющую острые углы, или же в прямоугольник или квадрат. В восприятии текста не менее важным параметром является размер шрифта.

Психологический момент в различиях бумажной и электронной продукции состоит в том, что любой бумажный носитель человек воспринимает как целостный объект (книга, газета и т.д.). Электронный документ или сайт потенциально бесконечен в любом направлении, как в размере страницы, так и в количестве вложенных гиперссылок. Но у гиперссылок есть один неоспоримый плюс – нелинейность, возможность перемещения на нужную часть документа моментально, минуя текст, находящий между необходимыми частями. Аналогом нелинейности в печатной продукции являются словари, где информация одного объекта имеет отсылку на страницу другого, имеющего к нему отношение, объекта. Переходить по страницам словаря достаточно долго, по сравнению с гиперссылками, поэтому словари и справочники в электронных форматах пользуются большим успехом.

Бумажные носители избавляют нас от опосредованности восприятия. «Бумажное» восприятие – это непосредственный физический контакт с книгой, а текст со страницы воспринимается за счет отраженного света и механизма зрения, тогда как при работе с электронными носителями мы имеем огромное число посредников (устройства ввода-вывода, программа-драйвер, электросеть, устройства отвечающие за работу дисплея и т.д.), а восприятие текста зависит от свечения экрана самого устройства, хотя бук-ридеры, предназначенные только для чтения электронных книг лишены собственного свечения экрана, что полезно для глаз и помогает естественно воспринимать текст.

Бумага – это только носитель, который передает информацию, никак её не искажая, а электронный носитель – это всегда интерпретация информации в зависимости от свойств экрана, программного обеспечения и настроек.

Анна Манген в своей статье об особенностях чтения с помощью электронных и бумажных книг отмечает то, что скорость чтения «электронного» текста падает на 20-30% от скорости чтения с бумаги. Экран устройства не может обеспечить разрешения и контрастности текста как у бумаги, поэтому большинство людей признаются, что им намного труднее воспринимать «электронный» текст. Из-за этого читающие просто сканируют текст, не вчитываясь в каждое слово, следовательно, получают неполную информацию.

Утомления глаз при чтении с электронных устройств тоже связаны с нарушением нормального восприятия информации. При подобной работе приходится усиленно вчитываться в текст, напрягать глаза. Также экраны часто бликуют, что тоже приводит к утомлению глаз. Чтобы снизить утомляемость глаз при работе с электронными устройствами, необходимо повысить разрешающую способность монитора. Чем она выше, тем картинка четче и глаза утомляются заметно меньше.

Делать прогнозы по поводу того, вытеснит ли экран бумагу достаточно сложно. В настоящее время производители электронных устройств практически ежегодно усовершенствуют экраны своих гаджетов. Они становятся более яркими, четкими и более безопасными для глаз. Бумажные книги объявлялись «мертвыми» уже не один раз, но спрос на них все равно есть, это позволяет сделать вывод, что чтение с бумаги используется большим количеством людей.

Список используемых источников

  1. Mangen A. Hypertext fiction reading: haptics and immersion / A. Mangen. - United Kingdom Literacy Association: Journal of Research in Reading, July 2008. – 16 с.

  2. Тарасов Д.А. Зрение и чтение/ Д.А. Тарасов – Екб. Издательство уральского университета, 2015. – 76 с.

  3. Митрофанова В.С. Особенности восприятия текстовой информации на бумажных и электронных носителей/ В. С. Митрофанова – Ульсновск: Вестник ульяновского государственного университета, апрель 2015 – 32-34 с.

  4. Морозова Л. В. Особенности чтения текста с бумажных и электронных носителей /Л. В. Морозова, Ю. В. Новикова – Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2013. № 1. С. 81–88.

  5. Золотарев Д. А. Сравнительный анализ особенностей восприятия текста на бумажном носителе и в интерактивной среде/Д.А. Золотарев, Т.В. Белько – Известия Самарского научного центра Российской академии наук, Самара 2013. – 215 – 220 с.

1Научный руководитель: Чуб Игорь Сергеевич – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и биотехнических систем САФУ имени М.В. Ломоносова.

Просмотров работы: 1949