В данной работе представлены результаты исследования особенностей представителей молодежи, входящей в неформальные группы г. Якутска и Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее – СВФУ), а также более подробно изучены личностные особенности студентов, увлеченных хип-хоп культурой.
Наблюдение и анкетирование проводились в популярных у молодежи общественных местах г. Якутска и СВФУ. При невключенном наблюдении в поведении были зафиксированы противоречивые черты: замкнутость, гиперактивность, раздражимость, расслабленное состояние [1]. Например, представитель неформалов-готов отстраненно и безразлично воспринимал происходящие события, не проявлял ярких активных эмоций. Также респонденты прошли анкетирование для выявления роли и распространения молодежной субкультуры в молодежной среде.
Результаты исследования молодежных неформальных групп показали, что в состав субкультур входят лица от 14 лет и старше, большая часть представлена девушками, возможно потому, что молодые люди меньше подвержены влиянию субкультур из-за менталитета, они считают, «что так у нас не принято», городские условия более способствуют формированию "сознания субкультуры" из-за наличия различных развлекательных учреждений и большего количества мест, где можно развивать свои творческие способности. Представители той или иной субкультуры отличаются друг от друга по своему внешнему виду и поведению в окружающей социальной среде, что указывает на значительные отличия между субкультурами и их представителями.
Для изучения личностных особенностей студентов, увлеченных неформальной культурой, мы выбрали субкультуру хип-хоп [3]. Для этого респонденты заполнили составленную нами анкету и прошли тест на тип личности по Майерс-Бриггс (MBTI). Анкетирование проводилось среди студентов в корпусах СВФУ. Всего было опрошено 60 студентов разных факультетов и институтов. Некоторые респонденты являются участниками и подопечными известных творческих групп г. Якутска. Исходя из результатов анкетирования, можно предположить, что хип-хоп культура в нашей республике является достаточно популярной, и она влилась в общественную жизнь молодежи. Многие студенты отметили, что являются хорошистами, по их словам, увлечение хип-хоп культурой не мешает учебе в вузе. Также респонденты отметили, что являются активистами и участвуют в различных творческих конкурсах и мероприятиях. В студенческой молодежной среде хип-хоп культура играет немаловажную роль в повседневной жизни, данная субкультура является источником досуга, хобби, стиля жизни и одежды для молодежи.
Для того, чтобы определить индивидуально-психологические особенности студентов, увлеченных хип-хоп культурой, было проведено тестирование. Выборка составила 60 человек, по 30 в экспериментальной и контрольной группах. По результатам теста оказалось, что в экспериментальной группе преобладают типы личности ESFJ «Повелители мира, энтузиасты» (35%) и ENFP «Медиаторы, чемпионы» (31%), а в контрольной группе преобладают – ENTP «Аналитики-наблюдатели, изобретатели» (42%) и ESTJ «Реалисты, администраторы, руководители» (27%). Результаты теста означают, что между студентами, увлекающихся хип-хоп культурой, и обычными студентами существует разница по типу личности. Как и предполагалось, в экспериментальной группе у большинства испытуемых выражен экстравертированный тип личности (81%). Но также экстраверсия была выражена у большинства испытуемых контрольной группы (69%).
С помощью коэффициента корреляции Пирсона выявлялось наличие взаимосвязи между личностными особенностями представителей молодежи и увлечением неформальной культурой, в частности, хип-хоп культурой. r(1)=0,601845913, где r(1) – величина коэффициента корреляции количества испытуемых в контрольной группе и количества всех испытуемых; r(2)=0,37467514, где r(2) – величина коэффициента корреляции количества испытуемых в экспериментальной группе и количества всех испытуемых; (r(1)+r(2))/n(r)=0,4882605265 – среднее искомое значение коэффициента корреляции.
В соответствии с классификацией коэффициентов парной корреляции сила статистической связи между количеством испытуемых в контрольной группе и количеством всех испытуемых r(1) относится к категории «Заметная связь», между количеством испытуемых в экспериментальной группе и количеством всех испытуемых r(2) относится к категории «Умеренная связь». Среднее искомое значение коэффициента корреляции означает, что существует «Умеренная связь» между личностными особенностями и увлечением хип-хоп культурой.
По результатам статистической обработки данных, было выявлено, что существует умеренная связь между личностными особенностями представителей молодежи и увлечением хип-хоп культурой. Т.е., если человек обладает лидерскими, организаторскими, творческими качествами, то он необязательно выберет направление хип-хоп культуры, но это все равно будет оказывать некое влияние на его мировоззрение, вкусы, увлечения и творческие поиски.
В молодежной среде тенденция развития молодежных неформальных групп с каждым годом увеличивается под влиянием процессов глобализации, развития туризма, распространения интернета, социальных сетей. В сознании молодого человека создается стремление заявить о себе, получить признание окружающих. Результаты тестирования на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI) показали, что между студентами, увлеченными хип-хоп культурой, и обычными студентами СВФУ существует незначительная разница в структуре личности. Как и предполагалось, студенты-представители хип-хоп культуры являются более открытыми, активными и творческими личностями.
Литература
Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2001 г. – 301 с.;
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. 165 с.;
Луков Вал. А. Хип-хоп культура [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 147—151 – Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4. (Дата обращения: 20.12.2016);
Субкультура // Энциклопедия социологии / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко.. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1312 с.