СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТЬ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пестрикова В.К. 1, Заярная И.А. 1, Куликова В.В. 1
1Дальневосточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основной целью коммерческой деятельности предприятия является получение максимально возможной прибыли. Для этого в процессе своей хозяйственной деятельности предприятие должно установить объем и качество выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) в определенные сроки. При установлении этих масштабов необходимо учитывать общенародные, а также индивидуальные потребности людей и из этих данных определить максимальную эффективность производства. Исходя из этого оценивая качество работы предприятия, прежде всего, следует определение экономической эффективности производимой продукции (предоставляемых услуг).

Экономическая эффективность – это соотношение результатов хозяйственной деятельности и затратов ресурсов и общественного труда. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от ресурсов и затрат, которые вызвали этот эффект. Из этого следует, что понятия экономическая эффективность и экономический эффект тесно связаны между собой. Исходя из этого, можно отметить что, экономический эффект – абсолютная величина, которая зависит от объемов производства и экономии затрат. Экономическая эффективность – относительная величина, получаемая от сопоставления эффекта с ресурсами и затратами.

Обычно оценивая, на сколько успешна экономическая деятельность предприятия, анализируют оба показателя, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полного результата оценки. Например, при достижении значительного экономического эффекта, выраженного в получении прибыли эффективность может оставаться относительно низкой и наоборот.

Производя оценку деятельности предприятия и экономическую эффективность невозможно рассчитать какой-либо один показатель. Множество свойств и признаков разных видов производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия обусловливает и большое количество показателей. Также существует сложность их использования, в том, что ни один из них не может выполнять роль универсального показателя, по которому правильно можно было бы оценить успехи и неудачи в бизнесе. По этой причине в практике используют систему показателей, связанных между собой и оценивающих или показывающих различные стороны деятельности предприятия.

В России научной и практической деятельностью сформировалась система экономических, финансовых и статистических показателей и разработаны способы их расчета и учета рассчитанные на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночной экономике в этой системе показателей было внесено и до сих пор разрабатывается много изменений. Например, если ранее важную роль играли показатели выполнения плана, объем выпускаемой продукции, то сейчас на первое место выдвигаются: объем продаж, прибыль, рентабельность.

На сегодняшний день все показатели можно разделить на две группы:

  1. Оценочные – характеризуют возможный или полученный уровни развития различных видов деятельности;

  2. Затратные – отражают уровень расходов по реализации различных видов деятельности.

Такое деление весьма условно и зависит от целей проводимого анализа, а также немало важен характер деятельности предприятия. Так показатель «издержки производства» можно рассматривать и как оценочный и как затратный в зависимости от цели оценки, например уровень затрат труда или количество затрат при производстве. То же можно сказать и значимости показателей. Рассмотрев показатель прибыли, можно отметить, что несмотря на всю его важность в различных видах деятельности не всегда ставиться на первое место, как например арендодателя больше внимание уделяет движению ликвидности в компании, а акционерам важен не только размер дивидендов, но и курс акций, который зависит от темпов роста объема их продаж.

В зависимости от цели анализа показатели могут быть выражены абсолютными, относительными и средними величинами. Также выделяют структурные и приростные показатели.

Абсолютные показатели бывают 2 видов: стоимостные и натуральные. В рыночной экономике основное значение имеют стоимостные, что обусловлено товарно-денежными отношениями. Абсолютными показателями являются объем продаж, валовая выручка, валовая прибыль, величина дивидендов, уровень затрат на производство и реализацию продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и другие, они отображают степень развития предприятия в определенные периоды.

Относительные показатели характеризуют отношения абсолютных, а также показывают долю одного показателя в другом. Процесс их оценки заключается в сравнении отчетных данных с плановыми, за прошлые периоды, показателями конкурентов и другими. К ним могут относиться: прибыль на единицу стоимости основных средств, затрат или уставного фонда; фондовооружённость труда; производительность и т.д.

Структурные показатели отражают отдельные элементы (доход, расход, капитал) в итоговой сумме.

Приростные показывают изменение отдельных показателей, например уставный фонд или прибыль, за исследуемый период. Их значения могут быть как относительными, так и абсолютными. Из этого можно сделать вывод, что все показатели носят разнородный и разнообразный характер, при этом в одних и тех же случаях одни могут нести положительную динамику, а другие отрицательную. В рыночной экономике под контролем должны находиться показатели:

- выручка от реализации;

- объем продаж;

- размер капитала;

- сумма чистой прибыли;

- величина активов;

- число акционеров;

- величина выплачиваемых дивидендов;

- доля экспорта в обороте и др.

Для определения эффективности деятельности предприятия применяется система показателей, которая отображена в таблице 1.

Также надо отметить, что в условиях рынка большое значение имеет конкурентоспособность продаваемой продукции (оказываемых услуг), поэтому необходимо уделять большое значение на показатель качества, так как он способствует повышению цены и влияет на увеличение объема продаж, а также и на рост прибыли.

Систематический и всесторонний анализ эффективности деятельности предприятия позволяет:

  1. Профессионально, быстро и качественно оценить результативность хозяйственной деятельности структурных подразделений, а также предприятия в целом;

  2. Своевременно и точно находить и принимать во внимание факторы, которые влияют на получаемую прибыль по определенным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;

  3. Анализировать издержки производства (затраты на производство) и тенденции их изменения, необходимые для разработки ценовой политики предприятия;

  4. Находить рациональные пути решений проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективах.

Рассматривая показатели, влияющие на деятельность предприятия можно сделать вывод, что в условия рыночных отношений, обращая внимание на род деятельности организации, подбираемые для анализа показатели индивидуальны, а также могут быть сформированы свои показатели (часто нигде больше не принимаемые). При анализе деятельности предприятия подбирается ряд наиболее важных показателей, нет и не может быть универсального показателя, который бы пригодился «на все случаи жизни». Для успешного развития предприятия в условиях острой конкуренции руководитель должен оперативно реагировать на изменение поставленных целей в различных промежутках времени, а соответственно и на формирование системы показателей, отражающих эффективность деятельности предприятия.

Список литературы

1 Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 336 с.

Просмотров работы: 4774