Несмотря на такую востребованность аудиторов, статистические показатели за последние 7 лет не утешительны. По данным Министерства финансов РФ еще в 2010 г. общая численность аудиторов составляла 26,3 тыс. человек, выручка от реализации аудиторских услуг 49,1 млрд. руб. В 2013 году общее число аудиторов сократилось до 23 тыс. человек, выручка от услуг составила 52 млрд. руб.1 На конец 2015 г. насчитывается уже 21,5 тыс. аудиторов, объем оказанных услуг составляет 56,1 млрд. руб.2
Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что численность действующих аудиторов стремительно сокращается, в то время как объем предложений по проведению аудиторских проверок только растет. В данной статье будут выявлены основные факторы, оказывающие влияние на упадок рынка аудиторов, а также выработаны предложения по устранению данной проблемы и совершенствованию рынка.
Важной преградой к росту рынка аудиторских услуг является серьезный дисбаланс между весьма небольшим заработком аудиторов и высоким уровнем их загрузки, вызвано это в первую очередь демпингом, зародившимся в результате проведения обязательного аудита на конкурсной основе. Демпинг приводит к недобросовестной конкуренции аудиторских компаний, однако неблагоприятные последствия наступают и для организаций-заказчиков: в связи с низким качеством оказываемой услуги организация несет большие риски, связанные с недостоверной информацией о бухгалтерской отчетности и целесообразности тех или иных финансовых операций. Как гласит ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»: «Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса…»3. Соответственно, т.к. главным критерием отбора на проведение обязательного аудита является цена, то большинство аудиторских компаний существенно понижают цены, что порой даже приводит к убыткам; снижается и качество аудита. Как верно отмечает Парамонов А.В.: «система конкурсного выбора аудитора не только не создала положительных стимулов для повышения качества аудиторских услуг, но и подрывает отечественные аудиторские компании изнутри через вымывание прибыли и вынужденную экономию на кадрах»4. Перспективы роста личных доходов аудиторов отсутствует. Весь этот процесс вызывает отток кадров из аудиторского направления.
В результате демпинга аудиторские компании все больше прибегают к экономии на своих кадрах, соответственно, аудиторы стремятся к индивидуальной аудиторской предпринимательской деятельности, где их поджидает отнюдь не меньше минусов. Как отмечает Филобокова: «для индивидуальных предпринимателей-аудиторов исключается возможность оказывать полный спектр аудиторских услуг, располагая при этом наиболее емким интеллектуальным потенциалом»5. Соответственно спрос на такие «неполноценные» услуги будет небольшим. Однако, обращаясь к российским реалиям, мы видим, что аудит в нашей стране для многих организаций является не способом выявления каких-либо несоответствий в финансово-хозяйственной деятельности организации, а возможностью уйти от санкций со стороны государственных органов. В связи с этим большинство организаций выбирают аудиторские услуги исходя из критерия низкой цены, а не из качества результата. Следовательно, большой объем знаний, полученный в результате подготовок и сдачи квалификационных экзаменов, становятся неоправданными, т.к. в большинстве случаев организация сама решает, «что делать» аудитору, а от аудитора требуется лишь формальное выполнение аудиторской проверки по «готовому сценарию».
Следующей немаловажной проблемой аудиторской профессии является сложная процедура аттестации. Вызвано это высокими требованиями к получению аттестата, при этом, проведение такого квалификационного экзамена сопровождается немалой денежной суммой. Процент лиц, успешно прошедших аттестационный экзамен, очень невелик. В совокупности эти факторы приводят к старению данной сферы, т.к. молодые специалисты либо не решаются даже на попытку сдачи экзамена, в том числе и из-за несоответствия заработный платы трудоемкости работы, либо попросту не сдают его.
Как отмечает Никифоров С.Л., важным фактором, влияющим на аудиторскую деятельность, является ее ярко выраженная сезонность, проявляющаяся в неравномерном получении заработка: «Очень сильный перегруз в конце и начале года. Полупростой, а то и полный простой весной и летом»6. Помимо этого, как утверждает автор, некоторые заказчики требуют закончить бухгалтерскую отчетность еще до 1 февраля. На аудиторов за столь короткий промежуток времени возлагается критически трудоемкая работа, справиться с которой под силу лишь профессионалам своего дела.
Изучив предложенные выше проблемы, можно сделать вывод, что одним из важнейших пробелов аудита в России является низкая привлекательность аудиторской профессии, в следствии чего специалистов в данной сфере становится с каждым годом все меньше. Для устранения этой проблемы возможны следующие пути ее решения:
1. В качестве мер по противодействию демпингу стоимости аудиторских услуг необходимо на законодательном уровне установить среднерыночную стоимость аудиторских услуг в качестве минимального уровня цены, а также ввести контроль за соблюдения данных требований к ценам.
2. Участить проведение внеплановых проверок качества предлагаемых аудиторскими компаниями услуг, а также услуг индивидуальных аудиторов.
3. В целях привлечения большего числа профессиональных аудиторов необходимо правильно преподнести эту профессию обществу, в частности провести грамотную, разностороннюю ее рекламу. В вузах страны необходимо ввести специальность аудита, что будет способствовать увеличению квалифицированных специалистов в данной сфере.
4. Ужесточить контроль за соблюдением требований, предъявляемых к аудиторской деятельности с целью снижения числа проведения формальных проверок, имеющих своей целью получение выгоды как для аудируемых лиц, так и для самих аудиторов и аудиторских компаний.
В условиях постоянно развивающегося рынка аудиторская деятельность является важным элементом выработки конкурентных преимуществ для организаций. Однако в России еще не произошло полное понимание важности данного аспекта, поэтому в настоящее время не стоит ожидать большого роста численности специалистов аудиторской деятельности. Государству необходимо оказывать всестороннюю поддержку данной сфере, вопрос лишь в том, видит ли государство в этом необходимость.
1 Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. - http://old.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/audit_stat/MainIndex/audit/
2 Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г. - http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
3 Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1.
4 Парамонов А.В. Рынок аудита в 2013 году и его проблемы. Рейтинг аудиторских компаний // Аудитор. – 2014. - №4. – С. 33.
5 Филобокова Л.Ю. Рынок аудита в России: состояние, проблемы, управление // Аудитор. – 2014. - №9. – С. 17.
6 Никифоров С.Л. Мы его теряем?: (О перспективах российского аудита) // Аудиторские ведомости. – 2015. – №2. – С. 7.