В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства. Однако в современном обществе наблюдаются настораживающие факты, оказывающие негативное влияние на развитие национальных, межэтнических отношений, связанные с размыванием традиционных нравственных ценностей, распространением негативных стереотипов в отношении некоторых народов, дискриминацией по этническому признаку и т.п. Причиной этого, на наш взгляд, является деформация процесса этнокультурной социализации подрастающего поколения в условиях мультикультурной Российской Федерации.
В данных условиях возникает необходимость изучения сущности понятия «этнокультурная социализация» и дальнейшего определения эффективных способов её реализации на практике.
Социализация по мнению Г.М.Андреевой [1] это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.
А.В.Мудрик [1], автор наиболее основательной теории социализации в отечественной литературе, дает следующее определение: социализация — это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества».
Возникновение же самого термина «социализация» связывают с именем американского социолога Ф.Г. Гиддингса [1], который назвал так процесс формирования личности, происходящий как в результате стихийного воздействия окружения, так и благодаря воздействиям общества «согласно сознательному плану». Подобные воздействия исходят от семьи, школы и других элементов «общественного организма» и носят воспитательную направленность.
В отечественной литературе термин «этнос» мы встречаем уже в начале ХХ в. Первая его обстоятельная характеристика была дана в 1920-е гг. русским этнографом С. М. Широкогоровым [2]. Согласно его определению, «этнос есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличаемых ею от таковых других». Такое определение этноса у С. М. Широкогорова плавно сочетается с причислением этой общности к биологическим. Так, в начале 70-х гг. XX в. уже развернулась дискуссия вокруг понимания этничности, стали появляться исследования теории этноса. В ходе дискуссии выявились две основные позиции по определению понятия «этнос». По одной точке зрения, этносы представляли собой биологические субъекты - популяции. Природное биологическое понимание этноса представлено в отечественной науке концепцией Л. Н. Гумилева. Сторонники другой позиции признают представление об этносе как социальном явлении и факте в широком смысле этого слова. С точки зрения сторонников этой теории этнос сопряжен, тесно связан с определенной человеческой популяцией как биологической общностью, но живет по законам социальным, т. е. управляется общественными законами. Наибольшее распространение получили представления об этносе как социально- культурном явлении, сформулированные Ю. В. Бромлеем. Этнос (греч. ethnos — племя, народ) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании(этноним). Согласно этим представлениям, этносы характеризуются определенными собственно этническими свойствами (язык, культура, этническое самосознание, закрепленное в самоназвании). Надо также отметить, что эти свойства формируются только в соответствующих условиях: территориальных, природных, социально-экономических, государственно-правовых.
Одним из ключевых механизмов этнокультурной социализации является этническая идентификация. Ж. Пиаже [3] отмечал, что этническая идентичность формируется в возрасте от 6 до 11 лет. В этом возрасте эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивированная национальностью родителей, местом проживания, языком, на котором говорит. В полном объеме этническая идентичность формируется к 10–11 годам, ребенок этого возраста понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур.
Б.В. Вяткин, В.Ю. Хотинец выделяют четыре возрастных этапа в формировании этнической идентичности. Начальный этап приходится на период дошкольного и начало младшего школьного возраста. Для этого периода характерны слабые этнические знания, а семья выполняет главную роль в приобщении ребенка к родной культуре. Второй этап (который приходится и на младший подростковый возраст, к которому относятся четвероклассники в том числе) характеризуется осознанным отношением к своему этносу, проявлением интереса к истории и культуре своего и других народов [5, с. 70].
Дж. Финни, выделяя две стадии формирования этнической идентичности, относит детей 7-11 лет к первой - «непроверенной идентичности». На этой стадии Финни выделяет два подвида идентичности: диффузную (отсутствие интереса к своей этнической принадлежности); предварительную (принятие позитивных этнических аттитюдов родителей, значимых взрослых).
Таким образом, воспитательная работа, направленная на формирование этнокультурной социализации должна начинаться уже в начальных классах, так как именно в младшем школьном возрасте возникают психологические предпосылки для формирования качеств личности. К ним относятся осознание своей этнической принадлежности и понимание этнических различий. Кроме того, в младшем школьном возрасте происходит не только систематизация знаний о других народах и культурах, но и закладываются отношение к ним, своеобразная их «оценка», основы поведенческой модели к своей и другим этническим группам.
Этнокультурная социализация является непрерывным процессом [6]. Её этапы не связаны напрямую с возрастным и психологическим развитием личности. Главным показателем первичного этапа этнокультурной социализации является формирование этнической идентичности (имеющее возрастную динамику), показателем вторичного этапа выступает этнокультурная компетентность личности, основанная на позитивной этнической идентичности. Этнокультурная социализация молодежи в обществе выступает условием социального воспроизводства.
Этнокультурная социализация молодого поколения является одним из направлений социализации и представляет собой многомерный социальный процесс, в единстве коллективного (каждое поколение этноса осваивает историческую культуру) и индивидуального (каждый член этноса осваивает свою этническую культуру) измерений[5].
Таким образом, под понятием «этнокультурная социализация» мы будем понимать процесс включения индивида в сферу этнических отношений, благодаря которому личность усваивает этнокультурные социальные нормы. Работа в данном направлении только начата. Предметом последующего педагогического поиска станет изучение форм и методов эффективной этнокультурной социализации.
Список литературы
1 Понятие социализации. Студопедия. http://studopedia.org/6-36261.html
2 Тарасова, Н.Г. Смена парадигм в развитии теории и практики градостроительства [Текст] / Н.Г. Тарасова // Архитектура и строительство России. – 2007. - № 4. – С. 2-7.
3 Махмудов, Т. З. Понятие этноса и других категорий этнических групп [Текст]/ Т.З.Махмудов // Аналитика культурологии.-2013.-№26.-С. 1.
4 Шаманова Т. А., Тюкавкина Н. В. Компоненты и факторы этнокультурной социализации младших школьников [Текст] / Т.А.Шаманова, Н.В.Тюкавкина // Международный журнал экспериментального образования. – 2013. - №8. – С.165
5 Вяткин Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. -Т. 17. № 5 - С. 69-75.
6 Льдокова Г.М., Панфилов А.Н., Исмаилова Н.И. Исследование этнокультурной социализации студентов в многонациональной среде образовательного учреждения // http://www.rusnauka.com/7_NITSB_2012/Psihologia/12_101838.doc.htm