Причины возникновения гиподинамии.
Постоянный рост научной и социально-политической информации, ограниченное время на ее переработку, сбои режима дня, методы обучения ориентированные на заучивание больших информационных объемов - все это является причинами состояния «гиподинамии».
Снижение доли физической активности в результате повседневного использования транспорта (даже в том случае, когда расстояние незначительное), нерациональная организация отдыха(увеличение времени за телевизором/компьютером/телефоном). В частности, это относится к студентам начальных курсов. Попадая после выпускных экзаменов в школе и вступительных в вузе, в новые социальные отношения и условия деятельности, студенты больше всего подвержены синдрому «гиподинамии».
Повышение роли направленного использования средств ФК в период обучения в вузе специалистов обусловлено малоподвижностью, однообразием рабочей позы на протяжении длительного промежутка времени. Рабочая нагрузка добросовестного студента в обычные дни достигает 10-12 часов в сутки, а в период экзаменационной сессии увеличивается до 14-15 часов.
Симптомы гиподинамии:
Вялое состояние
Сонливость
Общее недомогание
Отсутствие/снижение аппетита
Снижение работоспособности
Последствия гиподинамии.
Ослабление мышечной деятельности опасно, прежде всего, тем, что оно приводит к атрофическим изменениям в мышцах, костной ткани, нарушается обмен веществ, снижается синтез белка. Дело в том, что гиподинамия – это прямой путь к нарушению работы не только всех органов, но еще и всех систем человеческого организма.
При условии, если своевременно не провести профилактику и лечение «гиподинамии» это может привести к серьезным нарушениям различного патогенеза:
Вегето-сосудистая дистония.
Снижение силы и выносливости мышц.
Нарушение кровоснабжения тканей и органов организма.
По причине нарушения питания, снижается работоспособность головного мозга.
Повышается вероятность развития ожирения.
Профилактика гиподинамии.
Основными средствами при профилактике «гиподинамии» являются: занятия спортом, утренняя гимнастика, пробежки/прогулки на свежем воздухе, физкультминутки во время учебного процесса, физический труд, правильно составленный рацион питания, распорядок дня.
Бороться с гиподинамией вполне можно и в повседневной жизни, не прилагая никаких особых усилий. Примером такой профилактики может быть отказ от лифта или другого вида транспорта.
В выборе и назначение тренировочных профилактических программ необходимо обратить внимание на 4 основных компонента:
Частота (физическая активность 5 раз в неделю считается оптимальной)
Продолжительность тренировки (30-60 минут (подготовительная часть, основная, заключительная))
Интенсивность
Тип физической активности (аэробные физ. нагрузки: темповая ходьба, езда на велосипеде, бег трусцой, плавание, гребля)
Лечение: Необходимо увеличение уровня двигательной активности, а при более запущенных случаях гиподинамии, в зависимости от особенностей организма разрабатываются индивидуальные комплексы физических упражнений, плавное увеличение нагрузки, подбирается режим питания и витаминные комплексы.
Вывод: Все это еще раз говорит о необходимости вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, больше времени уделять прогулкам, посещать спортивные секции, бассейны.Необходимо, чтобы проблему гипокинезии и гиподинамии поняли не только педагоги в школе и другие специалисты, но и родители, чтобы ониприучали детей с раннего возраста к физкультуре и спорту, физическомутруду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Чермит К.Д. Теория и методика физической культуры / К.Д. Чермит. – М.: Советский спорт, 2005.
Александровская О. К., Физическое развитие студента: практическое пособие / О. К. Александровская, Г. В. Волков, К. Л. Гейхман. - М.: Эсмо. 2008. – 125 с.
Бароненко, В. А. Основы здорового образа жизни студентов учебное пособие / В. А. Бароненко, И. П. Данченко, Л.А. Рапопорт. – Екатеринбург: УГТУ, 2006. – 55с.
Макаров Г.А Справочник детского спортивного врача «клинические аспекты» / Г.А. Макаров, 2008.
Лях В.И. Физическая культура 10- 11 классы / В.И. Лях. – М.: «Просвещение», 2006.
Акимова Н. К. Теория и практика физкультуры / Н.К. Акимова. - 2006. – №3. – С. 38–41.