выработка критериев эффективности;
выбор приоритетов;
определение приоритетов с учетом целевой направленности функционирования системы межбюджетных отношений в РФ;
степень остроты межбюджетных отношений;
иные проблемы обеспечения финансовых основ государственной власти в субъектах Федерации и местного самоуправления. Организация система межбюджетных отношений в РФ должна решать три взаимосвязанные задачи, которые представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы организации системы межбюджетных отношений в РФ [1, с. 85]
При проведении оценки эффективности межбюджетных отношений используя показатели обеспечения финансовой независимости муниципальных образований следует использовать следующее понятие. «Под финансовой автономией регионов и муниципальных образований следует понимать возможности органов местного самоуправления получать финансовые ресурсы от обложения местной экономики и самостоятельно использовать данные ресурсы для удовлетворения потребности местных жителей в соответствующих благах» [1, с. 125].
Для определения эффективности системы межбюджетных отношений с точки зрения финансовой автономии регионов и муниципальных образований руководители субъектов РФ используют доступные им инструменты, в том числе, представленные на рисунке 2.
Рисунок 2 – Инструментарий оценки эффективности межбюджетных
отношений в РФ [2, с. 56]
Наряду с чисто количественной характеристикой перечисленных на рисунке 2 инструментов межбюджетных отношений, на финансовую автономию оказывают влияние правила и процедуры использования данных инструментов. При условии равных отношений в сфере финансовых, финансовая автономия тем обширнее, чем более устойчивы, прозрачны и предсказуемы инструменты, используемые в межбюджетных отношениях.
При проведении оценки эффективности межбюджетных отношений по субъектам РФ можно проводить сравнение со странами, имеющими федеративное устройство, схожее с РФ. Различные способы закрепления налоговых доходов по-разному влияют на финансовую автономию муниципальных образований. Закрепление единых финансовых нормативов проявляет на этот параметр более серьезное воздействие, чем дифференцированные нормативы.
Применение обусловленной и необусловленной финансовой помощи, при оценке влияния на финансовую автономию регионов, необходимо определить:
насколько ограничивается финансовая самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения;
каковы приоритеты при выделении межбюджетных трансфертов — ориентируются ли вышестоящие органы власти, в первую очередь, на укрепление финансовой автономии или стремятся воздействовать на направления расходования средств соответствующих бюджетов.
В сфере межбюджетных отношений должны использоваться следующие показатели эффективности:
доля налоговых доходов;
доля неналоговых доходов;
доля дотаций в доходах соответствующих бюджетов (без субвенций);
соотношение необусловленной финансовой помощи;
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
дотации на сбалансированность и иные межбюджетных трансфертов в форме дотаций);
финансовая помощь (субсидии на софинансирование расходов);
иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение).
Базовым для оценки эффективности межбюджетных трансфертов является первый показатель. Для него необходимо использовать тот же алгоритм, что и к закреплению налоговых доходов. Показатель анализируется в динамике (за несколько лет). Также проводится сравнение со значениями показателей в среднем по стране и других федеративных государствах.
Оценка эффективности межбюджетных отношений должна быть сориентирована на установление таких показателей, которые позволят охарактеризовать сокращение различий в их бюджетной обеспеченности. Целью и результатом финансового выравнивания является уменьшение разброса уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований. Оценку результатов выравнивания необходимо проводить на основе сопоставления следующих показателей вариации, представленных на рисунке 3.
Рисунок 3 – Коэффициенты вариации финансового выравнивания[3, с. 8]
До финансового выравнивания коэффициенты вариации подушевых налоговых и неналоговых доходов соответствующих бюджетов будут служить базой для дальнейших оценок. На их основе осле выделения дотаций можно сделать вывод о том, произошло ли уменьшение неравенства по сравнению с финансовой ситуацией до выравнивания. При проведении оценки эффективности межбюджетных отношений, с точки зрения достаточности финансовых ресурсов, прежде всего, следует установить следующие факты: наличие в нормативно-правовых актах РФ регулирующих организацию межбюджетных отношений, каких-либо положений, направленных на гарантирование объема финансовых средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Майсигова Л. А. О сущности и роли экономического контроля в государственном управлении [Текст] / Л. А. Майсигова // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. - № 13. – С. 5.
Малиновская О. В., Скобелева И. П., Бровкина А. В. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А. В. Бровкина. – М. : КНОРУС, 2012. – С.32.
Овсянников Л. Н. Ключевые проблемы формирования системы государственного финансового контроля [Текст] / Л. Н. Овсянников // Финансы. - 2015. - № 6. - С. 49.