ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Мощенко М.Е. 1
13 курс, СОФ НИУ БелГУ, Старооскольский филиал г.Старый Оскол, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
«Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний, мир реализации нереализуемого» (А.С.Спиваковская). Игровые методы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным приемом является дидактическая игра. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности. Дидактическая игра – сильный стимулятор умственной и коммуникативной деятельности детей. Она позволяет закрепить знания и навыки дошкольников, применить их на практике, приучает к самостоятельности в работе, соблюдению норм речевого этикета, активизирует творческую деятельность. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера. Ею руководствуются коллективы различных МБДОУ, применяя ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Но встречаются всё больше и больше детей встречаются страдающих слабоумием. Слабоуспевающими принято считать дошкольников, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими дошкольниками всех служб образовательного учреждения. С такими детьми ведутся работы со становлением формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, способов познавательной, коммуникативной, творческой деятельности, готовности дошкольников использовать их в реальной жизни для решения практических задач.

Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л.С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, в исследованиях их сотрудников и учеников. Подробное и исчерпывающее изложение истории создания отечественной теории игры, ее основных понятий и экспериментальных исследований содержится в фундаментальной монографии Д.Б. Эльконина [11, с.50].

Слабоуспевающими принято считать дошкольников, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы обучения. Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими дошкольниками всех служб образовательного учреждения.

Под неуспеваемостью понимается несоответствие подготовки дошкольника требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения - цепочки занятий, посвященных изучению темы.

Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), который служит временной рамкой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.

Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте синтезированы отдельные отставания она итог процесса отставания. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставаний, устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.

Неуспеваемость дошкольников всегда есть следствие какой-то причины. Она не возникает сама по себе. Современная наука (психология, физиология медицина) свидетельствует, что люди рождаются с большими возможностями для умственного развития, однако эти возможности исчерпываются далеко не полностью. Психологи считают, что человек использует 10 % своих природных данных, другие 40%. И в том и в другом случае очевидно, что задатков у человека больше чем он их реализует. Исключения составляют больные дети. Мы в ДОО часто встречаемся с детьми, которые доставляют много забот и требуют от коллектива больших усилий, а результаты незначительные.

При наличии потенциальных возможностей у всех детей мы в ДОО имеем детей неуспевающих, трудных. Почему? Прежде всего следует отметить тех дошкольников, развитие которых после рождения отягощено сложностями и сопутствующими заболеваниями. В числе этих причин можно назвать родовые травмы, кислородные голодания мозга, заболевания нервной системы. Преодоления этих заболеваний приводит в первые месяцы и годы жизни к задержке психического развития в силу которых ребенок поступая в ДОО будет иметь недостаточно сформированные психические функции например, неустойчивость внимания ограниченный круг представлений, отставания в памяти и другие.

В работе с обучающимися можно выделить следующие причины неуспеваемости:

Внутренние по отношению к дошкольнику

* Недостатки биологического развития:

- дефекты органов чувств;

- соматическая ослабленность;

- особенности высшей нервной деятельности;

- психологические отклонения.

* Недостатки психического развития:

- слабое развитие интеллекта;

- слабое развитие воли;

- слабое развитие эмоциональной сферы личности;

- отсутствие познавательных интересов.

*Недостатки воспитанности личности

- недостатки в развитие моральных качеств личности;

- недостатки в отношениях личности с педагогом-воспитателем, сверстниками, семьей;

- недостатки в трудовом воспитании;

Внешние по отношению к дошкольнику

*Недостатки образовательного опыта личности:

- пробелы в знаниях;

- специальных умениях;

- пробелы в навыках учебного труда;

* Недостатки влияния ДОО:

- недостатки процесса обучения, учебных пособий;

- недостатки процесса воспитательных влияний со стороны педагогов-воспитателей, сверстников

Недостатки влияния вне среды ДОО:

- недостатки влияния семьи;

- недостатки влияния сверстников;

- недостатки влияния культурно-производственного окружения.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье дошкольников. Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое педагогом-воспитателем сравнение детей между собой. Неуспевающий дошкольник выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество слабоуспевающих ложится на наши плечи, плечи педагогов-воспитателей.

Мы знаем, что результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.

Б. П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа. Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя придти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;

– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;

– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно– образовательной работы;

– подготовка игрового оборудования;

– определение времени игры в режиме дня.

Проведения дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);

– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;

– показ игровых действий воспитателем;

– определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).

– определение количества играющих;

– выработка у детей игрового настроения, желания играть;

– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;

– подведение итогов игры.

Анализ игры направлен:

– на выявление приёмов её подготовки и проведения;

– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;

– усложнение игры и обогащение новым материалом.

При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста педагогу-воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:

– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;

– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;

– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;

– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;

– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;

– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;

– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.

Таким образом, использования дидактических игр в работе со слабоуспевающими дошкольниками и их эффективность показало, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убеждаешься в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным. Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.

Список использованной литературы:

  1. Иванова, М. Ю. Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] / М. Ю. Иванова // Социальная сеть работников дошкольного образования. 2015. .

  2. Зебзеева, В. А. Проектирование образовательной программы детского сада в условиях реализации ФГОС ДО / В. А. Зебзеева. М. : ТЦ «Сфера», 2015. 128с.

  3. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира / О. Дыбина // Дошкольное воспитание. 2005. № 4. С.45.

  4. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие /Т.М. Бабунова. М. : ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

  5. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. 7-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 416 с.

  6. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть / В. Миленко // Дошкольное воспитание.

    1. 2005. № 4. 119 с.

  7. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. 3-е изд., испр. -М.: Флинта, 2007

  8. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. –М.: Издательский центр «Академия», 2006. –176 с

  9. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. –М.: Академический проект, 2005 –192с.

  10. Коджаспирова Г.М., Коджаспирова А.Ю. Словарь по педагогике. –Москва:

ИКЦ «МарТ», Ростов Н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005 –448с.

11.Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2000. 264 с.

Просмотров работы: 723