КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ачкасова А.В. 1, Светоносова Л.Г. 1
1ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание и образование человека, укрепление его интереса к жизни, любви к собственной стране, потребность создавать и стремиться к совершенству – важнейшее условие успешного развития России. Социальный заказ страны на воспитание и образование человека, формирования его жизненных установок личности определен и нашел отражение в важнейших документах-материалах, которые были отражены в Госсовете РФ по вопросу модернизации образования, где сказано, что «…развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоконравственные, предприимчивые люди…».

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что стандарт направлен на решение следующих задач:

  1. духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  2. становления гражданской идентичности обучающихся как основы развития гражданского общества[4].

Одним из путей достижения этих задач является кукольный театр, который развивает, формирует и воспитывает младшего школьника как личность.

Рассмотрим понятие «кукольный театр». По мнению А.Б. Павловой, кукольный театр – это одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят, например, мультипликация и кукольные художественные программы телевидения [1, с. 110-116].

Кукольный театр, с точки зрения М.Л. Ивановой – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы [5].

Важно отметить, что кукольный театр – это искусство синтетическое, но воздействует на детей целым комплексом художественных средств:

  1. художественное слово;

  2. наглядный образ – кукла;

  3. декоративное оформление;

  4. музыка – песня, музыкальное сопровождение.

В настоящее время под общее определение кукольного театра подпадает огромное множество его видов и форм.

Существует ряд принципов внутривидовой классификации кукольного театра. Два наиболее распространенных:

  1. по принципам социального функционирования;

  2. по видам театральных кукол и способам их управления.

Рассмотрим наиболее нас интересующую классификацию кукольного театра по видам кукол и способам их управления. Данная классификация носит, скорее, вспомогательный профессиональный характер, так как зачастую в одном спектакле используются разные виды театральных кукол.

Наиболее известные виды кукол:

  1. перчаточные (разновидность – пальчиковые);

  2. тростевые;

  3. марионетки;

  4. плоские (используются в теневом театре);

  5. автоматы (механические).

В современном кукольном театре широко распространен и так называемый «живой план», когда актер управляет куклой открыто, на глазах у зрителей, порой – вступая во взаимодействие с ней. В таком театре особенно распространен прием, когда в качестве куклы выступает любой предмет – от бытовой вещи до специально изготовленного объекта – который изображает одушевленный персонаж и управляется актером.

Эти виды классификаций кукольного театра достаточно условны и существуют в постоянном гибком взаимодействии. Кукольный театр для детей постоянно использует все виды кукол. Марионетки используются в сатирическом народном театре [2, с. 162].

Театрализованная деятельность определяется специфической особенностью — синтетичностью и объединяет в себе различные виды искусства Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, включающего в себя пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие, целеполагание, планирование решения, рефлексивно-оценочные действия. В разное время, известные философы, педагоги, искусствоведы (Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В.А. Сухомлинский, Ф.М. Достоевский и др.) высоко оценивали огромное воздействие чувства прекрасного на формирование глубоко мыслящей, всесторонне развитой личности. Ученые выделяли при этом важность эстетического воспитания подрастающего поколения [3, с. 659].

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени. Воспитание художественного вкуса и фантазии у младших школьников должно включать в себя и ролевые игры. Как известно, именно игра является ведущей деятельностью у младших школьников, поэтому все действие и подготовка к кукольному представлению происходит в процессе игры.

Театрализованная деятельность способствует:

  1. формированию нравственной модели поведения в современном обществе;

  2. обогащению культурной жизни младшего школьника, приобщению к духовным ценностям;

  3. знакомству ученика с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа;

  4. совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев [3,с. 661].

Кукольный театр, таким образом, становится средством духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Работа в кукольном театре разделена на четыре группы:

  1. создание кукол;

  2. работа над созданием пьес и спектаклей;

  3. работа над сценической речью;

  4. демонстрация пьес и спектаклей.

Каждая сказка или литературное произведение по ФГОС НОО для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность, благодаря этому с помощью кукольного театра у детей формируется опыт социальных навыков поведения. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу, познает мир не только умом, но и сердцем, и всё это благодаря театру. Данная деятельность помогает преодолеть такие страхи, как: неуверенность в себе, застенчивость и робость. Именно в начальной школе театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а также сформирует стремление быть по жизни добрым, отзывчивым и прекрасным человеком.

Список литературы

  1. Асташова, А.Г. Психолого-педагогические условия обучения младших школьников искусству кукольного театра [Текст] / А.Г. Асташова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф.– Уфа, 2013. – С. 110-116.

  2. Голдовский, Б.П. Куклы [Текст] / Б.П. Голдовский // Большая иллюстрированная энциклопедия «Художественные куклы». – М.: Дизайн Хаус, 2009. – 296 с.

  3. Голышева, И.А., Сбитнева, Е.С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников [Текст] / И.А. Голышева // Молодой ученый. – 2016. – №27. –С. 659-662.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.

  5. Шабалина, Т. Кукольный театр [Электронный ресурс] / Т. Шабалина. – Режим доступа:http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/KUKOLNI_TEATR.html (дата обращения 22.01.2017)

Просмотров работы: 768