Основной смысл работы над композицией - нахождение единства и взаимосвязи частей, из которых составлено целое.
Композиционные умения мы рассматриваем как осознанное владение приемами художественной деятельности, основанной на изобразительно-выразительных и художественных средствах. В процессе формирования композиционных умений происходит совершенствование навыков, которые зависят от сложности, индивидуальных особенностей психического состояния личности, от методики проведения упражнений, обучения в ходе практических работ, обстановки, знания обязанностей [2].
Развитие композиционных умений дает возможность ребенку видеть прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, осознавать и воспринимать гармонию окружающего мира. В процессе развития композиционных умений совершенствуются мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, развиваются умственные способности, умение планировать свою деятельность. Это способствует умственному развитию, что, в свою очередь, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка.
В общеобразовательных школах дети обучаются по программам педагогов Б. Н. Неменского, В. Н. Кузина, Т. Я. Шпикаловой и др., которые включают вопросы формирования композиционных умений и по-своему решают его. Анализ показывает, что для реализации поставленных задач используются следующие виды работ: анализ (обсуждение) репродукций картин с целью выделения способов создания композиции; анализ (обсуждение) детских работ (творческих, самостоятельных и др.); моделирование композиционных схем в абстрактном материале на начальном этапе формирования композиционных умений у детей при создании композиции в рисунке на заданную тему.
Список литературы
Шорохов Е. В. Композиция. – М., 1986
Большая Российская энциклопедия Текст.: в 30 т./ отв. Ред. С. Л. Кравец. М.: Большая Рос. Энцикл., 2008.