В соответствии с классификацией, принятой ВОЗ и геронтологической ассоциацией к пожилым относятся люди в возрасте 60-74 лет, к престарелым 75-90 лет, к долгожителям старше 90 лет. [1]
Практика социального обслуживания позволяет смягчить проблемы маломобильного населения, вносит элементы улучшения качества жизни, способствует оптимизации жизненного уклада пожилых людей. В связи с этим, мы провели исследование по выявлению потребности пожилых людей в «Комплексном центре социального обслуживания населения».
Целью исследования качества работы центра по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, является выявление отношения пожилого человека к социальной службе и социальному работнику, оказывающему помощь своему подопечному [3].
Для достижения поставленной цели по специально разработанным нами анкетам был произведен опрос клиентов пожилого возраста и социальных работников. Выборка составила 30 человек пожилого возраста (55-74 лет).
На вопрос «как часто вас посещает социальный работник» большинство респондентов 53,3% ответили, что социальный работник их посещает один раз в 10 дней, 30% ответили часто, и 16,6% ответили, что не посещает.
На вопрос «легко ли вам общаться с социальным работником» 50% ответили, что они легко общаются с их социальными работниками, 26,7% не очень хорошо контактируют между собой, остальные 23,3% ответили, что не могут «найти общий язык» со своим социальным работником. Из этого следует, что социальные работники должны учитывать характер и психологические особенности пожилого человека, чтобы найти с ним общий язык.
По вопросу «помогает ли вам ваш социальный работник ответить на интересующие вопросы» 60% испытуемых считают, что он помогает и дает советы по интересующим вопросам, 40% ответили, что их социальный работник не всегда отвечает на вопросы пожилых. Отсюда следует, что социальным работникам нужно повышать свою компетентность, отвечать на вопросы пожилых, предоставлять полную информацию о социальных услугах.
На вопрос «хотелось ли вам, чтобы социальный работник посещал вас чаще» 76,7% ответили утвердительно, а 23,3% выразили удовлетворение плановым посещением сотрудника социальной службы.
На вопрос «какие у вас заболевания?» 43,3% респондентов отметили сердечно-сосудистые заболевания, у 23,3% заболевания ЖКТ, 20% проблемы с опорно-двигательной системой и 13,3% больны диабетом.
Подведя итог, можно сделать вывод о том, что социальные работники посещают своих клиентов стабильно 1-2 раза в 10 дней, оказывают дополнительные услуги 2-3 раза в месяц. Большинству пожилых респондентов легко общаться с социальными работниками, и они удовлетворены деятельностью социальной службы, однако иногда социальные работники испытывают затруднения в ответах на вопросы клиентов, и между ними есть сложности в коммуникации. Оказалось, что социальные работники, не во всем компетентны и некоторые вопросы пожилых остаются без ответа. Кроме того, есть клиенты, которым хочется, чтобы их навещали чаще. По результатам анкетирования выяснилось, что большинство опрошенных живут в одиночестве, т.к. овдовели, являются инвалидами II группы по сердечно-сосудистым заболеваниям. Несмотря на то что у респондентов есть дети и родственники, они отметили, что нуждаются в помощи социальных работников.
Список использованной литературы:
Гаврилова Е.В., Паскарь А.И. Практика социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому. // Е.В. Гаврилов, А.И. Паскарь - Социальное обслуживание. - 2008. - №1
Технология социальной работы: Учеб.пособие для студ.высш.учебн. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2002. С.-154.