ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ МУЗЫКИ И ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ

Лисова Т.Н. 1, Величко Ю.В. 1
1МГПИ им. М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема интеграции в учебном процессе, содержательной интеграции межпредметных знаний различных образовательных предметов гуманитарного цикла рассматривается в исследованиях ряда ученых (С. М. Гапеенкова, Г. Д. Глейзер, В. С. Леднев, В. В. Краевский, Н.Ф. Талызина, Г. Ф. Федорец). Исследование проблемы интеграции уроков музыки и дисциплин гуманитарного цикла также освещена в научной литературе, в частности в работах Т. А. Затяминой и др.

Интеграция (в общепризнанном смысле – процесс объединения частей в целое) может осуществляться на основе внешних и внутренних взаимодействий, например, локальная тематическая интеграция, предполагающая изучение определенной темы урока музыки с привлечением ресурсов гуманитарных дисциплин по той же тематике. В этом смысле тематика и содержание интегрированных уроков музыки может усилить возможности духовно-нравственного и эмоционального воздействия на подростков, объяснить необходимость нравственного поведения и проявления нравственных качеств в современном обществе.

Однако, как показывает практика, использование средств интеграции уроков музыки и гуманитарных дисциплин в процессе музыкального воспитания подростков редко используется в музыкальном образовании, так как подготовка таких уроков является методически трудоемким процессом. Так же, как показывает опрос учителей музыки, практики не всегда имеют представления о том, как методически грамотно оформить интегративные связи уроков музыки и дисциплин гуманитарного цикла, что говорит о недостаточном теоретическом освещении и практическом решении данного вопроса в предметной области «Музыка».

В связи со сказанным, в настоящее время назрела общая необходимость использования новых методов и форм в процессе обучения подрастающего поколения, особенно такого методического инструментария, который учитывает средства интеграции художественных и нравственных явлений. Это подтверждается тем, что в восприятии растущей личности мир предстает как единое целое, в котором отсутствует разделение определенного явления на отдельные его части или виды.

Необходимо также отметить, что именно возможности интеграции уроков музыки и дисциплин гуманитарного цикла в частности гуманитарно-эстетического цикла (таких как история, литература, русский язык, изобразительное искусство и ряд элективных курсов, например мировая художественная культура, интегрирующая знания из философии, культурологии, истории искусства и др.) в музыкальном обучении могут решить проблему духовно-нравственного воспитания школьников, особенно подростков, так как в полной мере гуманитарные дисциплины реализуются в учебном плане основной и старшей школы.

В цикл гуманитарных дисциплин в общепризнанном смысле входят такие гуманитарные области познания как философия, история и лингвистика.

В свою очередь, цикл общих гуманитарных дисциплин ФГОС ООО (федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования) включает такие предметы как литературу и русский язык, историю, иностранный язык. В общий гуманитарный цикл дисциплин в общеобразовательной школы также входят дисциплины гуманитарно-эстетического цикла – музыка, изобразительное искусство.

Данный цикл реализует важные функции образовательного и воспитательного характера:

Во-первых, развитие: личностных качеств, творческой индивидуальности, ценностных ориентаций, эстетического вкуса и гармонии.

Во-вторых, обучение: культуре жизни, правилам взаимоотношений с людьми и природой, знаниям в области этики, эстетики и др.

В-третьих, помощь в приобретении: общекультурного роста личности [1, с. 34].

Смысл гуманитарного образования, по мнению А. Андреева, определяется тем обстоятельством, что обучающийся (школьник, студент) – это не просто носитель определенных знаний и навыков, а человек, обладающий совершенно особыми – человеческими качествами и включенный в разветвленные цепочки многообразных взаимодействий с другими людьми [1, с. 90].

То есть суть «гуманитарного ядра» – это систематизированная совокупность знаний о «феномене человека», о его мышлении, социально-нравственных взаимодействиях, об отношении его к миру и творческих возможностях, в том числе направленных на познание и изменение мира, в плане стремления к нравственной константе [4, с. 65].

Таким образом, дисциплины гуманитарного цикла, являются человеко-ориентированными дисциплинами, дающими в качестве конечной цели образования, прежде всего, нравственно-ориентированную направленность личности.

В научной литературе также выделяются выделяются уровни (ступени) интеграции:

1. Тематическая интеграция (два-три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно-описательным. (Например, тема: Героико-патриотическая тема в искусстве: «Образ защитника Отечества»).

2. Проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов). В рамках предметов изобразительного искусства и музыки решается проблема «Как музыка и изобразительное искусства влияют на нравственные качества человека»?

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

Концепция «Воспитывающая сила музыки». Исследовательская работа учителя и учеников по данной тематике.

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Интегрированный учебный процесс способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования.

Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство и музыка. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы.

В синтезе они более глубоко могут раскрыть такие понятия как «красота», «сострадание», и «сочувствие». Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире. Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения

Использование понятий и принципов, заимствованных из разных областей знаний. Данный уровень позволяет представить мир как целостную картину.

В педагогической литературе указывается, что исходя из уровней интеграции (понятийной, тематической, проблемной, концептуальной, теоретической) уроков музыки и предметов гуманитарного цикла можно выделить ряд возможностей интеграции направленных на нравственное воспитание подростков [2, с. 111; 3]:

Так на уровне понятийной интеграции, например, литературы и музыки могут изучаться и осваиваться общие нравственные категории – в сфере литературного образования в рамках изучения литературных произведений изучаются такие духовно-нравственные категории как «справедливость», «доброта», «честь», «порядочность», «трудолюбие» и ряд других. Данные категории естественно могут рассматриваться и в процессе анализа музыкальных произведений программного духовно-нравственного содержания.

Тематическая интеграция уроков музыки и предметов гуманитарного цикла результативна и целесообразна в подростковом возрасте. Очень много тем, связанных с нравственным воспитанием подрастающего поколения находится в сфере гуманитарного знания (литературы, истории, музыки и др.) – «Образы героев и патриотов России», «Нравственный выбор героев», «Тема нравственности в фольклорных музыкальных традициях» и др.

Таким образом, взаимопроникновение двух и более областей культуры и искусства, гуманитарного знания (их содержательного аспекта) в процессе различных уровней интеграции позволяет охватить основные компоненты нравственного воспитания подростков – интеллектуальный (понятийная, тематическая интеграция), оценочно-эмоциональный, мировоззренческий, поведенческий компоненты (тематическая, проблемная, концептуальная).

Литература

1. Андреев, А. Гуманитарное образование: очередной кризис? / А. Андреев // Высшее образование в России. – 2004. - № 7. – С. 95 - 103.

2. Затямина, Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль : учеб.-метод. пособие / Т. А. Затямина. – М. : Глобус, 2007. – 170 с.

3. Интегрированное обучение как один из методов модернизации образовательного процесса в музыкальных учреждениях [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http: //festival.1september.ru/articles/633379/

4. Максимова В.Н. Интеграция в системе образования. – СПб., 2000. – 232 с

Просмотров работы: 327