ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПОДРОСТКАМИ МУЗЫКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ОСВОЕНИИ ПОДРОСТКАМИ МУЗЫКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Закромина А.А. 1, Величко Ю.В. 1
1МГПИ им. М. Е. Евсевьева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Многие исследователи, как музыковеды, так и педагоги (Г. С. Алфеевская, Д. Б. Кабалевский и др.) в своих научных работах, методических разработках, отмечают необходимость более полного охвата отечественной музыки второй половины ХХ века в музыкально-образовательной практике, в связи с ее высоким педагогическим потенциалом.

В то же время ученые указывают на целесообразность освоения данного художественно-музыкального материала в рамках внеклассного музыкального образования школьников, в частности в процессе факультативного музыкального обучения, так как музыкальное искусство этого периода отличается стилистическим, формообразующим и жанровым разнообразием (усложнение музыкального языка, фактуры, гармонии, сложный философский подтекст и др.), что требует более широких временных рамок и решения задач эффективности процесса освоения музыки учащимися подросткового возраста.

В современных исследованиях по педагогике и психологии музыкального образования (Ю. Б. Алиев, А. Н. Малюков, С. В. Попова, В. П. Петрушин и др.) отводится важное место организации факультативной работе с подростками.

Это обусловлено следующими факторами:

– факультативные занятия позволяют решить проблему недостаточности музыкального образования учащихся в контексте общего образования, т. к. современные программы по музыкальному образованию и воспитанию рассчитаны на начальную и основную школы;

– приоритетность факультативных форм обучения в сфере музыкального образования обусловлена строгими рамками следования образовательных нормативов (образовательные программы, учебные планы, календарно-тематическое планирование и др.). В то время как факультативные формы организации учебной деятельности предоставляют и учащимся и педагогам больше вариативности и свободы в образовании.

– целесообразность факультативных форм работы с подростками обусловлена характерными особенностями данных форм образовательного процесса.

Проблема факультативных курсов по предметам художественно-эстетического цикла нашла свое отражение в работах педагогов С. Б. Барило, В. И. Казаренкова, С. В. Поповой, А. Р. Якуповой и др.

Данная форма работы отличается следующими характерными чертами:

  1. Факультативы обеспечивают свободу выбора учащихся в соответствии со своими интересами и предпочтениями.

  2. Факультативные формы работы позволяют эффективнее применять диалоговые формы работы (дискуссия, дебаты, диалог, конференция и др.)

  3. Факультативные формы работы позволяют педагогу самостоятельно выстраивать программу курса, в процессе корректировать его и самостоятельно выбирать методический материал, предоставляют больше творческой свободы.

Исследователи отмечают, что факультативы занимают промежуточное положение между обязательными и внеклассными занятиями, они могут проводиться в форме урока, но не все занятия должны строиться по этому принципу.

В данной статье представим программу факультативного курса «Музыкальная мозаика» (автор А. А. Закромина), целью которой является углубленное изучение учащимися основной школы музыки отечественных композиторов второй половины ХХ века, а также развитие музыкально-эстетических вкусов и расширение музыкального кругозора в области музыки данного исторического периода.

В содержание тематического плана входит ряд тем:

– Музыка отечественных композиторов второй половины ХХ века. Общая характеристика.

– Неофольклоризм. Характеристика направления. Творчество Г. Свиридова.

– Творчество Ю. Буцко: из русской старины.

– Творчество Р. Щедрина.

– Полистилистика. Характеристика направления. Творчество А. Шнитке.

– Музыка кинематографа и инструментальный театр А. Шнитке.

– Музыка кинематографа. Э. Артемьев.

– Музыка кинематографа. М. Таривердиев.

– Музыка кинематографа А. Рыбникова

– Итоговый урок. Многогранность музыки отечественных композиторов второй половины ХХ века.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод междисциплинарных взаимодействий; метод проблемного обучения; метод художественного, нравственно-эстетического познания современного музыкального искусства; метод эмоциональной драматургии; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод содержательного анализа инструментальных произведений; метод развития стилеразличения у подростков.

При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:

  • слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью);

  • выполнение проблемно-творческих заданий (создание музыкально-пластических композиций, создание литературных сочинений, отражение музыки посредством художественно-изобразительных видов деятельности);

  • музыкально-творческая практика с применением ИКТ. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта: творческой тетради, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии.

Решение основных дидактических задач на факультативном занятии обеспечивается чередованием различных видов учебной деятельности. Внутренняя взаимосвязь занятий, объединенных общим тематизмом обеспечивает логически выстроенную цепь занятий, что позволит учащимся поэтапно освоить содержание элективного курса. Все занятия цикла должны быть организованы с опорой на междисциплинарный подход. Основной задачей для преподавателя должно стать вовлечение учащихся в творческий процесс и развитие интереса к тематике данного факультативного курса.

Интересному и образному представлению жизненного и творческого путей композиторов соответствует лекционная форма занятия проблемного характера. Применение форм диалога и дискуссии, как некоторых словесных методов обучения, станет одним из наиболее эффективных приемов с целью активизации учащихся в процессе занятия, что приведет к созданию проблемных ситуаций в контексте занятия и заинтересованности учащихся к самостоятельному поиску новых знаний.

Изучение материала должно строиться в тесной и неразрывной связи искусств – музыкального, изобразительного, литературного, кинематографического и других.

Дополнительными источниками информации, расширяющими представление учащихся о современном музыкальном мире, должны стать грамотно подобранные иллюстративные материалы, использование ИКТ в процессе занятий, применение которых возможно при изучении жизненного пути композитора, при изучении музыкальных произведений, просмотре фрагментов фильмов. Иллюстративно-наглядные методы обучения повышают качество усвое­ния учебного материала.

В процессе слушания музыки становится возможным приобретение не только знаний о музыке, но и получение знаний об окружающем мире, связи с жизнью, в том числе определения места музыки в современном обществе, ее значение и предназначения.

На занятии музыкальное произведение обязательно должно про­звучать целиком или в виде законченного фрагмента. Демонстрация музыки в классе возможна как в виде ее исполнения преподавателем, так и путем воспроизведения с помощью технических устройств. Оба способа должны допол­нять друг друга, так как каждый из них имеет свои преимущества.

Прослушивание музыки в звукозаписи надо использовать и как повод для бесед об исполнительском искусстве, его выдающихся представителях.

Таким образом, привлечение внимания учащихся в процессе факультативных занятий к вопросам освоения музыки отечественных композиторов второй половины ХХ века может служить дополнительным стимулом развития их музыкальных интересов в области современного музыкального искусства и в целом формировать музыкальную культуру школьников подросткового возраста.

Просмотров работы: 199