Под названием «транспортная задача» объединяется широкий круг задач с единой математической моделью. Данные задачи относятся к задачам линейного программирования и могут быть решены симплексным методом. Однако матрица системы ограничений транспортной задачи настолько своеобразна, что для ее решения разработаны специальные методы. Эти методы, как и симплексный метод, позволяют найти начальное опорное решение, а затем, улучшая его, получить оптимальное решение. Транспортная задача – задача о поиске оптимального распределения поставок однородного товара от поставщиков к потребителям при известных затратах на перевозку между пунктами отправления и назначения.
Классическая транспортная задача – задача о наиболее экономном плане перевозок однородного продукта или взаимозаменяемых продуктов из пунктов производства в пункты потребления, встречается чаще всего в практических приложениях линейного программирования.
Огромное количество возможных вариантов перевозок затрудняет получение достаточно экономного плана эмпирическим или экспертным путем. Применение математических методов и вычислительных в планировании перевозок дает большой экономический эффект.
Алгоритм и методы решения транспортной задачи могут быть использованы при решении некоторых экономических задач, не имеющих ничего общего с транспортировкой груза. В этом случае величины тарифов имеют различный смысл в зависимости от конкретной экономической задачи. К таким задачам относятся следующие:
– оптимальное закрепление за станками операций по обработке деталей. В них является таким экономическим показателем, как производительность. Задача позволяет определить, сколько времени и на какой операции нужно использовать каждый из станков, чтобы обработать максимальное количество деталей. Так как транспортная задача требует нахождения минимума, то значения берутся с отрицательным знаком;
– оптимальные назначения, или проблема выбора. Имеется механизмов, которые могут выполнять различных работ с производительностью . Задача позволяет определить, какой механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности;
– задача о сокращении производства с учетом суммарных расходов на изготовление и транспортировку продукции;
– увеличение производительности автомобильного транспорта за счет минимизации порожнего пробега. Уменьшение порожнего пробега сократит количество автомобилей для перевозок, увеличив их производительность;
– решение задач с помощью метода запрещения перевозок. Используется в том случае, если груз от некоторого поставщика по каким-то причинам не может быть отправлен одному из потребителей. Данное ограничение можно учесть, присвоив соответствующей клетке достаточно большое значение стоимости, тем самым в эту клетку не будут производиться перевозки.
Таким образом, важность решения данной задачи для экономики несомненна.
Список использованных источников
Абрамов Л.M., Капустин В.Ф. Математическое программирование. ―Л.,2011.
Акулич И.Л. Математическое программирование в примерах и задачах. — М.: Высшая школа, 2006.
Общий курс высшей математики для экономистов :Учебник / Под ред. В.И. Ермакова. ― М.: ИНФА-М, 2012.