СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Косинов А.С. 1
1Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость в охране от внешних нежелательных действий и конструктивных внутренних перемен, т.е. необходимость в безопасности - основная потребность жизни отдельного индивида, семьи и общества в целом.

Безопасность - состояние субъекта, при котором возможность перемены свойств, присущих данному субъекту, и характеристик его внешней среды не слишком велико, то есть меньше определенного порога. Желанное состояние субъекта обусловливается четким сочетанием характеристик жизнедеятельности. От перемены данного сочетания будет изменяться и желанное состояние. Поэтому, существенное значение для субъекта содержит точный анализ степени защищенности, т.е. отображение ситуации в сознании субъекта. Анализ защищенности субъектом может не соответствовать с её настоящим уровнем. Углубленность данного расхождения находится в зависимости от полноты и глубины данных о складывающейся ситуации, от степени воздействия её изменений на состояние безопасности.

Первый уровень категориального рассмотрения безопасности подразумевает использование субъектно-объектного подхода, т.е. конкретизацию её субъектов и этих областей жизнедеятельности людей, которые являются объектами их взаимоотношений по поводу обеспечения потребности в охране с нежелательных внешних и внутренних изменений. В качестве субъектов безопасности выступают [1]:

- индивиды;

- организации;

- государство;

- общество в целом.

Объектами их взаимоотношений в рамках категории безопасности считаются разнообразные сферы жизнедеятельности людей: физическое существование; социальные отношения; экономическая деятельность; экология.

Таким образом, безопасность можно подразделить на социальную, физическую, экологическую, экономическую. Установление места категории «экономическая безопасность» в концепции экономических отношений подразумевает конкретизацию областей экономической жизнедеятельности посредством выделения предметов экономической безопасности, в качестве которых выступают:

- виды ресурсов;

- дифференцированные части самих субъектов безопасности;

- качественные характеристики процессов и видов деятельности.

Для достижения полноты понятийного аппарата исследования проблем безопасности важна оценка отношений между категориями таких характеристик безопасности, как угрозы безопасности, ущерб безопасности, стратегия обеспечения безопасности. Определение «угрозы безопасности» отражает перемены во внутренней и внешней среде субъектов, приводящих к отрицательным переменам объекта безопасности.

«Угрозы безопасности» делятся на силовые, социальные, политические, экономические, экологические, комплексные (сочетающие в себе ряд вышеизложенных).

Категорией «ущерб безопасности» отображается негативной переменой качества предмета.

По содержанию ущербы делятся на физические, социальные, политические, экономические, экологические, комплексные.

Существующие виды стратегий обеспечения безопасности отличаются по их ориентированности на:

- устранение имеющихся угроз;

- предотвращение возможных угроз;

- восстановление нанесенного ущерба.

В качестве объектов угроз выступают те составные части хозяйственной системы, параметры которых могут выйти за допустимые границы. В качестве объектов безопасности выступают объекты, процессы и свойства как качественные и количественные характеристики предметов и процессов. Качественные характеристики объектов экономической безопасности характеризуются разнообразными количественными признаками (индикаторами), дающими возможность установить критерии экономической безопасности с помощью установления пограничных значений индикаторов экономической безопасности. Преобладание данных пограничных значений означает сокращение безопасности вплоть до недопустимого для этого объекта уровня [2].

В совокупности значения любого показателя экономической безопасности делятся на 3 зоны: зона безопасности, угроз, недопустимости. Таким образом, критерии экономической безопасности обязаны устанавливать зону угроз и зону недопустимости, базируясь в расчетах и оценках пограничных значений, делящих выше названные зоны. Их довольно сложно установить. От выбора качественных аналогов, вплоть до использования экономико-математических моделей.

Становление рыночных отношений в Российской Федерации возникло со всесторонней либерализацией, которая позволила сделать закрытую экономику открытой. Это привело к уменьшению уровня экономической безопасности, что усилилось недостаточностью институционального регулирования внешнеэкономической деятельности, обусловившего неконтролируемый экспорт сырья, недостаток экономической тарифной защиты. По этой причине любой этап движения к рыночной экономике обязан иметь собственную степень открытости, зависящую от развития партнерства Российской Федерации с региональными интеграционными союзами.

Одной из основных проблем экономической теории считается создание концепции механизма обеспечения экономической безопасности посредством таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Методологической и теоретической базой концепции механизма обеспечения экономической безопасности считаются концепции между народной торговли и, прежде всего, принцип сравнительных преимуществ [3]. Таможенно-тарифное регулирование представляется в роли институционального обеспечения экономической безопасности:

1. Таможенная служба, которая регулирует внешнеторговый оборот, реализовывает сбор пошлин и налогов и, таким образом, пополняет государственную казну;

2. Таможенная служба, которая оберегает государство от контрабанды оружия, товаров, наркотиков и т.п.;

3. Она гарантирует экономическую безопасность государства, как инструмент протекционистских мер страны.

Основными инструментами таможенной политики страны выступают таможенные пошлины. Целью их введения стала охрана внутреннего рынка. Помимо того, импортные тарифы гарантируют приблизительно 30% прибыли государственного бюджета. Наравне с тарифной защитой используются нетарифные методы регулирования: лицензирование и квотирование импорта (экспорта). Результаты применения нетарифных методов для экономики государства подобны тарифной защите: сокращение предложения и увеличение цен на импортные товары. Однако данные барьеры эффективны в кратковременном периоде и полезны только для конкретных групп российских изготовителей, конкурирующих с импортными товарами [4].

Еще одним видом экономической безопасности считается продовольственная безопасность. Так как обеспечение жителей продовольствием в физическом смысле является обеспечением их жизнедеятельности, то в таком случае продовольственная безопасность считается господствующим объектом анализа ученых экономистов. Таким образом, возникает теоретическая задача установления стратегии обеспечения продовольственной безопасности через внутренние, либо внешние механизмы.

Библиографический список

1. Прокопов Б. И. Экономическая Глобализация // Проблемы современной экономики. 2008. № 4. С.42-44.

2. Молчан А.С., Королюк Е.В., Ануфриева А.П., Хараджян Л.В. Формирование оценочных параметров системы обеспечения экономической безопасности. Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 772-776.

3. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. // Вопросы экономики. 2014. №12. С.4-13.

4. Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства. В сборнике: Условия, императивы и альтернативы развития современного общества: экономика, управление, социономия, право Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.В. Королюк. 2016. С. 91-94.

Просмотров работы: 390