АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Елфимова О.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет Старооскольский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Адаптация в детском саду – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя-профессионала, перед которым общество поставило трудную задачу всестороннего развития ребенка

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольную образовательную организацию в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение десяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д

Интерес к проблеме адаптации возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М.Аксарина. Так же вопросами адаптации у детей раннего дошкольного возраста занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович. Авторские подходы к изучению адаптации личности обозначены в работах Л.Филипса, А.А.Началждяна, Дж. Робертсона . В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах :Ш.А.Амонашвили, Г.Ф.Кумарина, А.В.Мудрик, И.П.Подласый, Е.А.Ямбург и др.

Исследователи и практики определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

В современной педагогике организация работы в адаптационный период раннего детства рассматривается комплексно. В нее включается работа с родителями, направленная на укрепление физического здоровья детей, соотнесение домашнего режима дня с условиями новой среды, организованная работа медперсонала, администрации, педагогов-воспитателей. Чтобы облегчить адаптационный период, рекомендуется постепенно включать ребенка в ясельную группу, создавать для него особый эмоциональный климат. Главной задачей в этот период является профилактика заболеваемости детей и снижение их эмоционального дискомфорта. Однако эти меры облегчают уже возникшее тяжелое состояние, но не затрагивают причин, порождающих его. Вместе с тем ясно, что гораздо важнее, организовать уход за детьми и воспитание в семье таким образом, чтобы свести к минимуму осложнения адаптационного периода. Не подлежит сомнению то, что причины осложнения физического и психического состояния малышей имеют, прежде всего, психологическую природу и находятся в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром. Это признают и медики, и педагоги, и психологи. В этой связи перед педагогами стоят сложные задачи реализации многообразного содержания: формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. · формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).· формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам, осознание значимости собственного активного участия в решении общей задачи; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки).· формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива [11, с. 71].

Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов; к тому же дети из уже сформированных групп за лето отвыкли друг от друга, и новому ребенку легче завести друзей, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости еще нет. Подготовка детей к поступлению в детский сад должна начинаться не позднее, чем за 6 месяцев до этого. Если ребенок, поступающий в детский сад, уже способен к речевому общению, следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о поступлении в детское учреждение. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад, сходить туда на "День открытых дверей". Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность. Родителям можно рекомендовать научно-популярную литературу по данному вопросу.

Во время периода адаптации обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать. Ни в коем случае нельзя ребенка насильно кормить или насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения на обстановку яслей, предупредить формирование защитно-оборонительной реакции. Перед сном ребенка можно покачать, если он к этому привык, покормить из соски, дать любимую игрушку.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации являются глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется сон (от двух недель до двух-трех месяцев) и длительнее всего сохраняются нарушения эмоционального состояния. Восстановление аппетита и сна не сразу обеспечивает нормальную прибавку массы тела, если сохраняется у ребенка пониженный эмоциональный тонус.

Естественно, что организация жизни малыша в адаптационный период может быть осуществлена лишь совместными усилиями заведующего, врача, воспитателя и всего персонала, а также родителей.

Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. В процессе изучения проблемы исследован опыт обеспечения успешной адаптации детей в МБДОУ детский сад № 40« Золотая рыбка» г. Старый Оскол. Коллективом педагогов-воспитателей была разработана система адаптации детей, поступивших в детский сад, с учётом требований ФГОС. Основной целью системы является, изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Исследование адаптации детей дошкольного возраста проходило в несколько этапов. Накаждом этапе в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы применялись соответствующие методы исследования.

Первый этаписследования – поисковый предусматривал выбор темы исследования, методики. Была поставлена цель, сформулированы задачи.

Второй этап – педагогические наблюдения . На этом этапе проводилось тестирование, с использованием комплекса методик: анкеты изучения адаптации ребенка в детском образовательном учреждении, анкеты экспертного оценивания коммуникативных качеств и межличностных взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, методики определения уровня тревожности у дошкольника (разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).Третий этап исследования - обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и рекомендации, осуществлялась проверка и обработка результатов, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов, методы математической статистики

Таким образом, организация работы в адаптационный период с детьми раннего возраста предполагает комплекс мер: мероприятия по подготовке детского сада к приёму новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, помощников воспитателей; работа медперсонала; работа с семьёй. Работа должна проводиться планово, организованно, при полном взаимодействии всех вышеперечисленных людей.

Список литературы

1. Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 2011. - №11. - с. 32-34

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2010.

3. Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 3 до 7 лет. - М.: ЮНВЕС,2009. - 160с.

4. Ватутина Н.Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение,2013. - 80с.

5. Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - с. 58-64

6. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Книга для воспитателя детского сада/ А.М. Фонарёв, С.Л. Новосёлова, Л.И. Каплан и др. - М.: Просвещение,2007. - 176с

Просмотров работы: 529