Калачинский муниципальный район расположен в восточной части Центрального экономического района Омской области. В состав муниципального района входят 12 сельских поселений и 1 городское (функции администрации городского поселения выполняет администрация муниципального района). В отчетном периоде деятельность органов местного самоуправления регламентировалась утвержденной Программой комплексного социально-экономического развития Калачинского муниципального района Омской области на 2014-2016 годы.
По данным Омскстата среднегодовая численность постоянного населения по итогам 2015 года составила 39,9 тыс. человек. Площадь района составляет 2,8 тыс. кв. км или 2% от территории Омской области. На территории района расположено 54 населенных пункта. Удаленность райцентра г. Калачинска от областного центра составляет 88 км. Протяженность дорог составляет 770,74 км, в том числе 349,74 км дорог областного значения.
Общая земельная площадь района составляет 284,0 тыс. га, из них более 200 тыс. га – сельскохозяйственные угодья, 12,0 тыс. га занято водой, 35,7 тыс. га занято лесом.
Правовую основу бюджетного процесса в Калачинском муниципальном районе Омской области составляют Конституция Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, иные федеральные и областные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные акты федерального и областного законодательства, Устав Калачинского муниципального района Омской области, настоящее Положение, муниципальные правовые акты.
Существует четыре стадии бюджетного процесса: составление проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение, исполнение, также составляется отчет об исполнении бюджетов и их утверждение.
Рассмотрим анализ показателей доходов Калачинского муниципального района, представленные в таблице 1.
Доходы бюджета Калачинского района уменьшились в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 46764310,82 рублей или на 5,55%, в большей степени это произошло за счет следующих статей: «Налоги на прибыль» - 13,05%; «Доходы от оказания платных услуг» - 97,59%; «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» - 48,1%, по разделу «Безвозмездное поступление» произошло снижение на 6,38%.
Но также произошло увеличение доходов Калачинского муниципального района по следующим статьям: «Налоги на совокупный доход» - 29,87%; «Государственная пошлина» - 42,01%; «Доходы от использования имущества» - 42,92%; «Доходы при пользовании природными ресурсами» - 26,65%.
Таблица 1 – Анализ плановых показателей доходов бюджета
Калачинского муниципального района Омской области
за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Темп роста, % |
||||||
Сумма (руб.) |
% |
Сумма (руб.) |
% |
Сумма (руб.) |
% |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Доходы: |
858216853,52 |
100 |
793337061,49 |
100 |
811452542,7 |
100 |
94,55 |
|||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
225898976 |
26,32 |
202990539 |
25,59 |
224765875 |
27,7 |
99,5 |
|||
Налоги на прибыль |
180552090,99 |
21,04 |
137321286,77 |
17,31 |
156998802,79 |
19,35 |
86,95 |
|||
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
- |
- |
15035041,59 |
1,9 |
13641012,02 |
1,68 |
- |
|||
Налоги на совокупный доход |
23053721,58 |
2,69 |
25875213,73 |
3,26 |
29940273,03 |
3,69 |
129,87 |
|||
Налоги на имущество |
17331219,9 |
2,02 |
20102114,48 |
2,53 |
18895090,28 |
2,33 |
109,02 |
|||
Государственная пошлина |
3724184 |
0,43 |
4600962 |
0,58 |
5288733 |
0,65 |
142,01 |
|||
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1237759,99 |
0,14 |
55920,01 |
0,007 |
1963,78 |
0,0002 |
0,16 |
|||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
34313864,8 |
3,99 |
28734653,8 |
3,62 |
26844738,4 |
3,31 |
78,23 |
|||
Доходы от использования имущества |
12195239,55 |
1,42 |
13690888,64 |
1,73 |
17430537,92 |
2,15 |
142,92 |
|||
Доходы при пользовании природными ресурсами |
227187 |
0,03 |
259094 |
0,03 |
287727 |
0,04 |
126,65 |
|||
Доходы от оказания платных услуг |
7379478,49 |
0,86 |
225931,08 |
0,03 |
177761,73 |
0,02 |
2,41 |
|||
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
11769276,06 |
1,37 |
12135039,1 |
1,53 |
6119438,77 |
0,75 |
51,9 |
|||
Штрафы, санкции и возмещение ущерба |
2742683,74 |
0,32 |
2423700,96 |
0,31 |
2829272,95 |
0,35 |
103,16 |
|||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ БЮДЖЕТОВ ДРУГИХ УРОВНЕЙ |
598004012,22 |
69,68 |
561611869,13 |
70,79 |
559841929,43 |
68,99 |
93,62 |
|||
Прочие |
160000 |
0,02 |
57000 |
0,007 |
30000 |
0,004 |
18,75 |
Рассмотрим анализ расходов бюджета на основании таблицы 2.
Таблица 2 – Анализ плановых показателей расходов бюджета
Калачинского муниципального района Омской области
за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Темп роста |
||||||
Сумма (руб.) |
% |
Сумма (руб.) |
% |
Сумма (руб.) |
% |
|||||
Расходы: |
863738357,79 |
100 |
789494968,73 |
100 |
841997075,6 |
100 |
97,48 |
|||
Общегосударственные вопросы |
86743524,49 |
10,043 |
93120335 |
11,795 |
87827743,83 |
10,431 |
101,25 |
|||
Национальная оборона |
1179210 |
0,137 |
1219149 |
0,154 |
1314651 |
0,156 |
111,49 |
|||
Национальная безопасность |
238270,51 |
0,028 |
58272 |
0,007 |
194020 |
0,023 |
81,43 |
|||
Национальная экономика |
35376461,11 |
4,096 |
37560323,86 |
4,758 |
37971620,36 |
4,51 |
107,34 |
|||
Жилищно-коммунальное хозяйство |
141543629,14 |
16,387 |
80881707,58 |
10,245 |
119334018,67 |
14,173 |
84,31 |
|||
Образование |
465789151,12 |
53,927 |
459390314,12 |
58,188 |
459691451,14 |
54,595 |
98,69 |
|||
Культура, кинематография |
82941277,61 |
9,603 |
75954561,63 |
9,621 |
81664801,67 |
9,699 |
98,46 |
|||
Социальная политика |
39066714,59 |
4,523 |
32120424,24 |
4,068 |
42223547,98 |
5,015 |
108,08 |
|||
Физическая культура и спорт |
9040236,01 |
1,047 |
7686246,78 |
0,974 |
10027306,14 |
1,191 |
110,92 |
|||
Обслуживание государственного долга |
46103,21 |
0,005 |
180634,52 |
0,023 |
147914,81 |
0,018 |
320,83 |
|||
Средства массовой информации |
1773780 |
0,205 |
1323000 |
0,168 |
1600000 |
0,190 |
90,2 |
По данным таблицы 2, можно увидеть, что в 2015 году расходы Калачинского муниципального района составили 841997075,6 рублей, что по сравнению с 2013 годом (863738357,73 рублей) меньше на 2,52%.
Снижение расходов произошло по следующим статьям: «Национальная безопасность» - 18,57%; «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 15,69%; «Средства массовой информации» - 9,8%. «Образование» - 1,31%; «Культура, кинематография» - 1,54%.
Увеличение расходов Калачинского муниципального района произошло за счет таких статей, как: «Национальная оборона» - 11,49%; «Национальная экономика» - 7,34%; «Социальная политика» - 8,08%; «Физическая культура и спорт» - 10,92%; «Обслуживание государственного долга» - 220,83%.
На основе анализа доходной и расходной статей бюджета построим таблицу 3 и определим дефицит или профицит бюджета на 2013-2015 гг.
Таблица 3 – Анализ планового исполнения бюджета за 2013-2015 гг.
Показатель |
2013 год, (руб.) |
2014 год, (руб.) |
2015 год, (руб.) |
Абсолютное отклонение (+/-), (руб.) |
Темп роста, % |
Доходы |
858216853,52 |
793337061,49 |
811452542,7 |
-46764310,82 |
94,55 |
Расходы |
863738357,79 |
789494968,73 |
841997075,6 |
-21741282,19 |
97,48 |
Результат исполнения бюджета (дефицит/профицит) |
-5521504,27 |
3842092,76 |
-30544532,9 |
-36065587,17 |
553,19 |
По данным таблицы 3, за период 2013-2015 гг. темп роста дефицита бюджета составил 453,19%, и в 2015 году был равен 30244532,9 рублей. Это произошло за счет снижения доходов бюджета на 5,45% или на 46764310,82 рублей, а также снижение расходов бюджета на 2,52 % или на 21741282,19 рублей.
На основании анализа бюджета Калачинского муниципального района был выделен ряд проблем. На основании этих проблем целесообразно прибегнуть к следующим мероприятиям.
Мероприятия по увеличению налоговых и неналоговых доходов:
- проведение инвентаризации структуры имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района, с целью получения дополнительных доходов от его использования или реализации, выявление неиспользуемых основных фондов учреждений и принятие мер по их продаже или сдаче в аренду;
- проведение проверки наличия документов на занимаемые земельные участки с целью выявления землепользователей, не оформивших правоустанавливающие документы. Принятие мер к оформлению правоотношений и взысканию платежей за использование земельных участков;
- осуществление контроля за обязательным и своевременным перечислением налога на доходы физических лиц предприятиями и организациями, финансируемыми из районного бюджета и бюджетов поселения.
2) Мероприятия по оптимизации бюджетных расходов:
- проведение инвентаризации расходных обязательств муниципального образования;
- проведение мероприятий по оптимизации численности работников органов местного самоуправления Калачинского муниципального района.
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ//№ 31 ст. 3823 9 (в ред. от 03 июля 2016 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (Дата обращения: 27.12.2016)
2. Омская Губерния [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/ (Дата обращения: 27.12.2016)
3. Врублевская О.В. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник/ О.В. Врублевская, М.В. Романовский, - 3-е изд., испр. и перераб.-М.: Юрайт-Издат, 2013. – 195 с.