Актуальность работы определяется недостаточностью изучения лирики П.П.Ершова с точки зрения специфического использования средств языковой выразительности, в частности эпитета. Объектом иссдедования стали стихи П.П.Ершова из сборника «Стихотворения» (С-Питербург: «Поэтическая Россия», 1989. - 270 с.). Как известно, опубликованное поэтическое наследие П.П. Ершова невелико. В книгу «П.П. Ершов. Стихотворения», вышедшую в 1989 г. в серии «Поэтическая Россия», вошло 97 стихотворных произведений. Судьба П.П. Ершова связана с Тобольском. Город сыграл важную роль не только в становлении П.П.Ершова как блестящего учителя и ученого: город подсказал ему многие темы его творчества.
Ярким образцом поэтической вольности являются «усеченные» формы прилагательных. Использовались эти формы и в поэзии П.П. Ершова: И печальну жену утешает (с.32); И церковны врата отворились (с.35). Как известно, усеченные формы были характерны не только для авторской поэзии, но и для устного народного творчества в целом: Да просвистнула та стрелочка каленая, Да во тот во славный во бел шатер, Она снял а крышку с бела шатра, пала она, стрелка, на белы груди Ко тому ли-то Самсону ко Самойловичу (пример приведен из былины «Илья Муромец и Калин-царь»).
Усеченные формы представляли собой удобный версификационный вариант, т.к. они отличались от полных форм количеством слогов. Наличие полной и усеченной форм давало стихотворцу возможность выбора и позволяло использовать ту форму, которая была более подходящей для данного стиха.
В данных произведениях встречается только 24 случая употребления усеченных форм, что, конечно, немного. Зато эти формы употребляются в самых разных грамматических значениях, также как и в творчестве А.С. Пушкина. Интересны количественные данные по поэзии П.П. Ершова сравнительно сданными Г.О.Винокура по лицейскому периоду творчества А.С. Пушкина: Им. вин., мн.ч.; Вин. ед.ч. ж.р.; Им. ед.ч. ж.р.; Им. вин. ед.ч. ср.р.; Род. ед.ч. м. и ср. р.; Им. вин. ед.ч. М.р.; Дат. ед.ч. м. и ср. р. (Всего: 167 примеров).
Приведем по одному примеру из творчества П.П. Ершова на каждую форму: И широки врата заскрипели (с.41); Я за весточку любую Накормлю тебя пшеничкой, Я за радостну такую Напою сытой медвяной (с.40): Набежит налетна туча (с.39); Я пойду ли на сине море (с.108); Не спалить мне синя моря (с.98); Млад ясен орел сидел (с.91); Я прижму к ретиву сердцу (с.40). Первые три формы в поэзии А.С.Пушкина и П.П.Ершова соотносятся пропорционально, а последние четыре по отношению к общему количеству словоупотреблений у П.П.Ершова даже преобладают.
В приведенных данных мы не учитывали сказку П.П.Ершова, в которой усеченные формы встречаются 23 раза (3 формы повторяются): Погулять по чисту полю (с.14); Добры кони златогривы - 2 раза (сс.20-21); Красну шапку с позвонком (с.23); Буди с нами крестна сила (с.26); Братья целу ночь не спали (с.27); Он в злату трубу трубит (с.28); Всяки разные товары(с.29); В мелки кольца завитой (31); В красно платье наряжаться- 2 раза (сс.34-35); Деньги царски получил (36); Православны христиане - 2 раза (сс.39,89); Разны песенки поет (с.42); Перва сказка о бобре (60); Разны песни попевал (с.62); За белы руки берет (с.72); Сладкиречи говорит (с.72); Соколины твои очи (с.73); И во время бела дня (с.73); В трубы кованы трубили (с.90); Ждет кита у синя моря (с.99). Все приведенные примеры показывают, что большая часть употреблений усеченных форм в творчестве П.П.Ершова имеют явную стилистическую функцию - стилизацию фольклора или передачу живой разговорной речи.
В лирике П.П. Ершова встречаем только два случая, в которых усеченные формы играют роль поэтических вольностей: Шпицы башен блещут в солнце, Будто горы - медны стены Вьются длинною трубой (с.99); Воздвигнуть падшие народы, Гранитну летопись прочесть (с.104). Усеченные формы П.П. Ершов обычно использует в таких произведениях, в которых присутствует фольклорный колорит («Сибирский казак», «Молодой орел», «Туча», «Песня отрока», «Рано утром под окном...»). Обратимся к более широкому контексту-стихотворению П.П.Ершова «Русская песня». В этом стихотворении, ориентированном на устное народное творчество, имеется 5 случаев стилистически оправданного использования усеченных форм: Ясну солнышку в ненастье В синем небе не сиять! Добру молодцу в несчастье Дней веселых не видать... Уж как выйду в чисто поле Разгулять тоску мою… Может речка злу кручину Быстрой струйкой разобьет. Не сходить туману с моря, Не сбежать теням с полей, Не разбить мне люта горя, Не разнесть тоски моей (88).
Г.О.Винокур в названной выше работе доказал, что для творчества А.С.Пушкина характерен постепенный отказ от употребления усеченных форм прилагательных и причастий как «поэтической вольности». То же самое мы видим и в поэзии П.П.Ершова. В этом случае, как и во многих других, особенности творчества А.С.Пушкина определили общую тенденцию развития стихотворного языка русской поэзии в целом, и в поэзии Ершова в частности.
Источник
Ершов П.П. Стихотворения. - С-Питербург: «Поэтическая Россия», 1989. - 270 с.