Проблема выбора творческой личностью жизненной стратегии, направленной на построение собственной творческой деятельности, наиболее четко актуализируется в рамках Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Г.С. Альтшуллером, И.М. Верткиным, Б Л. Злотиным и др. На современном этапе основанная на принципах диалектики ТРИЗ является одной из наиболее эффективных теорий, «позволяющей научить любого человекарешать творческие задачи и, следовательно, дать потенциальную возможность становления творческой личностью» [1, c. 46].
Задуманная первоначально как инженерная дисциплина, ТРИЗ сегодня используется: в науке – для решения исследовательских задач и выработки новых концепций; в психологии и педагогике – для формирования творческой личности; в организации управления – для обеспечения непрерывного поступательного развития различных коллективов.
Современная ТРИЗ включает: конкретные инструменты решения изобретательских задач в технике, законы развития технических систем; методы прогнозирования и выявления задач; методы решения исследовательских задач; жизненную стратегию творческой личности; закономерности развития коллективов. В настоящее время ведется работа по выявлению закономерностей развития в нетехнических областях, разрабатывается методология обучения творчеству [1].
Среди характерных качеств творческой личности, разрабатываемых в ТРИЗ-педагогике, основополагающую роль играет наличие Достойной Цели, основными критериями которой являются:
новизна (или новизна средств ее достижения);
нравственность, направленная на социально-духовное развитие общества;
значимость (достижению Цели может быть посвящена целая жизнь творческой личности);
конкретность, позволяющая решить определенный комплекс задач;
еретичность (Достойная Цель опережает эпоху, поэтому иногда воспринимается как нечто невероятное, неосуществимое);
практичность, заключающаяся в промежуточных конкретных результатах по мере продвижения к Цели;
независимость, позволяющая работать в малых группах или индивидуально;
способность формировать идейно-нравственные и психофизические качества личности и т.д. [1, c. 102].
Проявлению творческой активности способствует осуществление на занятиях различных дисциплин следующих учебно-развивающих принципов:
глобализации знаний;
проявлении общих способностей;
развитии творческих способностей.
Глобализациязнаний предполагает использование информации мировой системы знаний на учебных занятиях.
Проявление общих способностей предполагает раскрытие способностей каждого человека и на этой основе развитие творчества.
Развитие творческих способностей – это формирование индивидуальных особенностей личности, направленных на приобретение умений и навыков выделять альтернативные качества предметов, явлений, процессов и осуществлять целенаправленные действия по совершенствованию этих умений и навыков.
Применение Теории решения изобретательских задач для массового и эффективного решения творческих задач в разных областях человеческой деятельности способствует творческому обучению и воспитанию, формирующему в человеке неагрессивную творческую личность, исключающему появление ассоциальных тенденций.
В процессе обучения иностранному языку в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина» (г. Воронеж) эффективно используется технология Теории. Раскрытие творческого потенциала обучающихся осуществляется по триединому алгоритму: найти противоречие в проблемной ситуации – точно сформулироватьпротиворечие – разрешить противоречие на английском языке, используя известные приемы Теории решения изобретательских задач [4, c. 133-147]. В конечном результате курсанты получают новое качество, находят неординарный подход к изучаемой проблеме, что способствует реализации творческого аспекта в обучении английскому языку.
В ходе решения творческой задачи курсанты овладевают на практике методами Теории решения изобретательных задач на иноязычном материале, при этом используя принцип «матрешки», принцип «дробления и объединения» и т.п. Обучающиеся учатся «многоэкранно» видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего и будущего. На учебных занятиях по иностранному языку курсанты структурируют и осуществляют анализ иноязычного материала с целью разработки алгоритма действий на учебных занятиях по иностранному языку [4, c. 133-147].
Таким образом, использование инструментария Теории решения изобретательских задач, а именно, приемов разрешения противоречий, алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) и др. на учебных занятиях разных дисциплин актуализирует творческую активность, являющуюся «необходимым условием развития жизненной стратегии личности» [2, c. 345].
Литература
Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин. – Минск: Беларусь. - 1994. – 387 с.
Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань, 2000. - 600 с.
Волынкина Н.В. Интеллектуально-творческие способности: инфолингвистический путь развития Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2014. – 218 с.
Волынкина Н.В., Романчук В.О. Развитие интеллектуально-творческого потенциала курсантов военного вуза в процессе иноязычного образования Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. –200 с.