ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЭКСПОЗИЦИОННОГО ДИЗАЙНА ФРАНЦУЗСКИХ МУЗЕЕВ МОДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЭКСПОЗИЦИОННОГО ДИЗАЙНА ФРАНЦУЗСКИХ МУЗЕЕВ МОДЫ

Якубец Е.Ю. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На протяжении последних десятилетий излюбленным приёмом в оформлении выставочных витрин модных музеев является иллюстрация. Актуальность иллюстрации в музейных пространствах появилась как следствие смешанных арт-практик при оформлении экспозиционной среды в области искусства и моды. Модная иллюстрация - неотъемлемый элемент любой выставки, так или иначе связанной с модой. Она выполняет не только художественную и стилеобразующую функцию, но и информативную. Столь высокий интерес к ней можно объяснить тем, что и сама мода на сегодняшний день является частью искусства. Во всем мире насчитывается большое количество музеев, экспозиция которых рассказывает об истории костюма и костюмной атрибутики. Современные музеи моды предоставляют не просто экспонаты, а создают настоящие инсталляции-витрины, с историческими интерьерами, декоративными элементами, мебелью, зеркалами, подсветкой. Нынешние экспозиции нельзя представить и без иллюстрации.

Модная столица - Париж располагает в себе два самых известных музея, посвященных истории моды. Это Музей моды и текстиля (Musee de la Mode et du Textile), расположенный в Лувре, и Музей моды и костюма Гальера. В сменных экспозициях этих музеев представлены самые интересные, обширные и уникальные коллекции костюма и аксессуаров различных времен и эпох.

Музей моды в Лувре занимает 9000 квадратных метров. Его коллекция является самой большой в мире. Единовременно на выставке можно ознакомиться с 6000 экспонатов, в самой же коллекции музее хранится более 81000 работ.

Основная часть коллекции музея - это знаковые наряды, прославившие многих дизайнеров 20 века, например Поль Пуаре, Кристиан Диор, Кристиан Лакруа, Аззедин Алайя, Андрэ Куррэж, Жанн Ланвэн, Пьер Бальмэн, и других именитых кутюрье. В Музее Моды и Текстиля часто проводятся тематические выставки. Такие выставки посвящаются знаменитостям из мира фешн-индустрии. Роль экспонатов выполняют собранные со всего мира платья, аксессуары, эскизы, ювелирные украшения, фотографии и журналы. Все это собирается в одну общую сцену и погружает нас в мир истории. Собрание музея выставляется по частям, экспозиция постоянно меняется с периодичностью раз в несколько месяцев.

Эффектна подача экспозиции: в залах темно, а костюмы на манекенах расположены в ярко освещенных витринах. В оформлении экспонатов музея задействованы графические элементы - типографика в сочетании с иллюстрациями. Стеклянные витрины оформлены красивым рукописным шрифтом, который словно течет по волнам столетий. Иллюстративный материал служит не только для оформления экспозиционного пространства, но и сам является частью музейной коллекции.

Зал с экспонатами в стиле ар-нуво, украшен старинными фотографиями. Они демонстрируют зрителю город и модниц тех лет. Фотографии девушек напечатаны в человеческий рост и расположены позади манекенов в исторических костюмах. Фото выставлены в виде ширмы, что дает ощущение движения и эффект реального присутствия.

Такой же прием использован при оформлении зала с костюмами эпохи рококо: манекены, одетые в корсеты и фижмы расположены на фоне фото-иллюстраций имитирующих старинные интерьеры рококо. При достаточно тёмном освещении фотографии создают у посетителя иллюзию, что он на самом деле находится в старинном интерьере. Помимо исторических фотографий, в оформлении залов музея часто используются увеличенные изображения из журнальных страниц и графика, созданная великими иллюстраторами моды.

Музеи моды в Париже - Музей моды и костюма (Musée de la Mode de la Ville de Paris), или же Музей Гальера расположен в здании дворца известной итальянской законодательницей моды герцогини Гальера (Galliera). Оформление Музея моды и текстиля более сдержанное и лаконичное нежели чем у Музея моды Гальера. В отличие от музея в Лувре, в музее Гальера иллюстрация активно задействована на фасаде здания - в центральном павильоне в трёх больших окнах-арках с колоннами размещается сменная экспозиция - триптих из различных иллюстрации. Таким рекламным ходом Музей Гальера «приглашает» зрителя, точно информируя его о своей специфике. Благодаря иллюстрациям, которые меняются под определенные экспозиции, дворец всегда узнаваем. Ни один модный музей в мире больше не использует такой рекламный ход. Благодаря фотографиям и иллюстрациям, музей легко интегрируется в парижскую среду, не теряясь при этом в череде старинной архитектуры и современной рекламы.

Через витрины музея происходит ознакомление с развитием французской моды с начала XVII века до наших дней. Представляя каждую новую экспозицию, музей стремится показать экспонаты в самом выгодном ракурсе, применяя всевозможные техники и виды иллюстрации. Помещение музея располагает большими пространствами и высокими потолками, что позволяет экспериментировать с размерами и формой подачи экспонатов.

Например, в экспозиция платьев Azzedine Alaïa была представлена на фоне репродукций картин Анри Матисса, которые были многократно увеличены в размере. Так же в этой экспозиции были задействованы хроматические композиции состоящие из цветных и белых чередующихся полос. На примере такого экспонирования можно проследить слияние эпох – начала 20-го века и конца 20-го века: симбиоз искусства разных лет и жанров.

В отделе графики можно увидеть эскизы моделей в работах от Юбера де Живанши, Коко Шанель и Кристиана Диора, Жака Фата, Ив Сен-Лорана, Хлое, Ги Ларош. Здесь модная иллюстрация не дополняет и не сопровождает экспонаты, здесь она – хозяйка балла.

"Мода 50-х" - это выставка, посвящённая самому золотому времени, когда торжествовал силуэт New Look, введённый Кристианом Диором. Элегантность стояла во главе свода модных правил. 50-е годы 20-го века сделали Париж на долгие годы главной мировой столицей моды. В экспозиции были представлены Cristobal Balenciaga, Christian Dior, Pierre Cardin, Hubert de Givenchy, Jacques Fath, Gabrielle Chanel, Pierre Balmain. Первый зал открывают три ключевых наряда от Christian Dior, Jacques Fath и Jacques Heim. С ними рядом расположились обложки журнала Elle, на которых модели с осиной талией изящно тянут ножку. Рядом лежит открытый журнал Vogue, больше похожий на старинную книгу. Здесь же журнал L’Officiel с зарисованными ключевыми тенденциями сезона. Сегодня представленные дизайны на показах снимают фотографы, а в 50-е редакторы моды зарисовывали понравившиеся образы в блокнот, которые потом помещались на страницы модных журналов. Стоит отметить, что экспозиция была бы не такой информативной и увлекательной без широко представленной модной иллюстрации тех лет. Они позволили зрителю глубже погрузиться в эпоху «нового взгляда».

Музей Palais Galliera в сотрудничестве с креативным директором Lanvin Альбером Эльбазом организовал первую в истории бренда Lanvin ретроспективную выставку, посвященную старейшему из существующих французских Домов моды. На первой парижской выставке в честь Жанны Ланвен представлены более сотни экспонатов из богатых коллекций музея Palais Galliera и архивов дома Lanvin. Это эскизы и одежда, созданные самой Жанной Ланвен, фотографии бэкстейджа и эскизы модного дома Lanvin. Они были смонтированы в один общий коллаж: стенд дополняли рисованные манекены, превышающие человеческий рост. Смелая графика и живая подача экспоната погружает зрителя в атмосферу модного показа и его закулисья.

Модные музеи есть не только в Париже. На берегу Нормандии на севере Франции, в окрестностях города Гранвилль н находится знаменитая вилла "Les Rhumbs", в которой расположен музей, посвященный культовой фигуре фешн-индустрии - модельеру и дизайнеру Кристиану Диору.

Жилые комнаты переделаны в выставочные пространства с сохранением их первоначального облика. Прежние интерьеры и мебель находившиеся в особняке, вошли в часть экспозиции. Здесь можно увидеть личные вещи Диора, его документы и фотографии. Основой композиции стали работы модельера. В молодости Кристиан Диор увлекался искусством и живописью, поэтому его дом-музей имеет так много картин и рисунков. Выставку украшают картины нео-гуманистов и сюрреалистов.

На вилле Les Rhumbs три этажа - и, соответственно, выставка делятся на три части. На каждом этаже при оформлении экспозиции были использованы иллюстрации и картины художников. В экспозиции музея в оформлении активно задействована типографика. Стильные шрифты несут зрителю не только полезную информацию, но и разбавляют пространство сочетанием ритма и метра. На полу расположен принт из эскизов и зарисовок. На стенах этим же приёмом нарисованы «от руки» линии интерьера. Не стоит забывать что все используемые варианты оформления экспозиций невозможны без специального освещения, которое тоже играет не последнюю роль в восприятии экспонатов. На одной из выставок использовалась цветная проекция на фасад здания.

В саду виллы Les Rhumbs находится аттракцион для посетителей - экспозиция посвящённая парфюму Диор. Там расставлены 10 ольфакторных панелей, открыв которые, можно почувствовать запах знаменитых духов Dior. На каждой панели - подходящая к аромату репродукция художника-импрессиониста. Так, переходя от одной панели к другой, от иллюстрации к иллюстрации, зритель обходит весь этот волшебный сад. Еще один приём необычного применения иллюстрации в выставочном пространстве.

Подсвеченные нормандским пейзажем Гранвиля, и картины и платья выстраиваются в единую историческую и культурную перспективу, и в ней отчётливо видишь, откуда в прямом смысле этого слова вырос Кристиан Диор и что определило будущее великого дома Dior.

Также как Париж является законодателем моды, французские музеи костюма и моды можно назвать законодателями экспозиционного дизайна. Они задают тенденции оформления и подачи музеям всего мира: интересные экспозиции, открытые экспонаты, зеркальные витрины. Хотя и музеи Франции не были первооткрывателями в этом плане, но они достойно конкурируют и с Лондоном и Нью-Йорком.

Мода - это всегда перспектива, а не ретроспектива. Понимание моды прошлого даёт возможность предугадать будущее.

Просмотров работы: 308