В связи с растущим числом лиц, употребляющих психоактивные вещества, снижением возрастного порога начала их употребления, а так же, при повышающемся уровне стрессогенных, фрустрирующих факторов в нынешнем обществе, необходимо изучить проблему личностных особенностей подростков с зависимым типом поведения и их взаимосвязь с проявлениями конверсионного расстройства [7].
Изучением конверсионного расстройства и зависимого поведения занимались такие авторы, как Ф. Александер, В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад (психосоматическая медицина); Л.С. Выготский (детская психология); П.Б. Ганнушкин (изучение расстройств личности, классификация психопатий); Б.Д. Карвасарский (вклад в изучение неврозов); А.Б. Смулевич (изучение расстройств личности); А.Е. Личко (психопатии, акцентуации характера, зависимое поведение у подростков) [1; 2; 3; 4; 5; 9].
На предрасположенность к развитию зависимого типа поведения и конверсионного расстройства оказывают влияние личностные особенности человека, проявления которых становятся наиболее заметны именно в подростковом возрасте. Данный этап развития индивидуальности характеризуется бурными изменениями во всех сферах жизнедеятельности но, вместе с тем, не до конца сформировавшаяся структура личности еще остается гибкой и искажения в ней поддаются корректировке [8]. В связи с этим, изучение данной проблематики является актуальным.
В нашем исследовании мы предположили, что проявления конверсионного расстройства у подростков с зависимым типом поведения будут иметь качественные различия с группой подростков без зависимого типа поведения по параметрам тревожности, ипохондричности, соматизации, аффективной неустойчивости, депрессии, враждебности, демонстративности поведения и инфантилизма. Также нами было выдвинуто предположение, что, после реализации коррекционной программы, проявления подобного рода снизятся в группе подростков с зависимым типом поведения.
В исследовании принимали участие 25 подростков 14-17 лет с зависимостью от психоактивных веществ, которые вошли в состав экспериментальной группы. Из них 14 мальчиков и 11 девочек. Так же в исследовании принимали участие – 25 подростков 14-17 лет без зависимого типа поведения, которые вошли в состав контрольной группы. Из них 14 мальчиков и 11 девочек.
В нашем исследовании были использованы следующие диагностические методы: опросник «Мини-мульт» (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI С. Хатуэй, Дж. Маккинли, адаптация Ф.Б. Березина и М.П. Мирошникова); опросник «Невротические черты личности» (Л.И. Вассерман); опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-0-R (Л.Р. Дерогатис); методика «Субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин).
По результатам проведенного нами исследования можно говорить о лабильности психических процессов экспериментальной группы, частых сменах настроения, склонности к неврологическим защитным проявлениям конверсионного типа, что, несомненно, представляет ценность для нашего исследования. Так же, стоит отметить, выявленный в нашем исследовании, низкий уровень эмпатии и эмоциональную незрелость, которые говорят о недостаточной сформированности структуры личности у подростков с зависимым типом поведения. Подобные проявления зачастую являются средством избегания ответственности за свои поступки, и этот факт приводит нас к еще одному характерному для этой группы людей качеству – инфантилизму.
Немаловажным здесь является и жажда восхищения, признания, демонстративность поведения, стремление казаться больше, чем есть на самом деле, притом, что чувства таких людей поверхностны, а интересы не отличаются глубиной. Вместе с этим, нами была выявлена склонность к драматизированию, театральность поведения, стремление быть в центре событий, жажда всеобщего внимания, а так же, эгоцентризм и повышенная чувствительность к ситуациям недооцененности. Эти особенности находят подтверждение в выявленной в нашем исследовании склонности подростков с зависимым типом поведения к акцентуации характера или психопатии по истероидно – возбудимому типу.
Было выявлено, что респонденты экспериментальной группы отличаются озабоченностью состоянием своего здоровья, склонностью анализировать и преувеличивать малейшие проявления недомогания. В связи с этим, можно говорить о мнительности исследуемых, что, в сочетании с «центрированностью» на своем здоровье, дает благоприятную почву для возникновения конверсионных расстройств. Так, чувство надвигающейся угрозы, трудноопределимое предчувствие проявляются у некоторых испытуемых с зависимым типом поведения в виде различных нарушений целого ряда функциональных систем организма, а именно в виде: психогенной тошноты и рвоты, боли в животе. Другими словами, в нашем исследовании выявлена склонность исследуемых в экспериментальной группе к возникновению различных соматических расстройств, преимущественно психогенной этиологии. Также у некоторых испытуемых экспериментальной группы были выявлены жалобы на затруднения дыхания (характеризующиеся «комком в горле»), дискомфорт в области сердца, разнообразные неприятные телесные ощущения. При этом анализ медицинской документации, находящейся в данном учреждении, показал, что у данных испытуемых отсутствуют объективные признаки поражения этих органов.
Респондентам экспериментальной группы свойственна повышенная тревожность, а так же нерешительность и боязливость. Они часто подвержены страхам, фобиям, часто затрудняются в принятии решений, их мучают постоянные сомнения. Как ответ на неудачи, они предпочитают избегание, которое зачастую проявляется в виде ухода в болезнь. Здесь следует отметить явление вторичной выгоды от различного рода заболеваний. Другими словами, больным удаётся избежать трудных житейских ситуаций, манипулируя окружающими с помощью своего недомогания, и, вместе с этим, получая от них желаемое внимание.
Проведя количественную обработку результатов опытных групп, в экспериментальной группе, мы выявили 16 подростков, склонных к проявлениям конверсионного расстройства, таких как повышенная тревожность, демонстративность поведения, инфантилизм, склонность к реакциям аффективного спектра, незрелость структуры личности и эмоций. Так же нами было выявлено снижение способности к адаптации. В дальнейшем работа была проведена на полученной выборке подростков с зависимым типом поведения, имеющих склонность к проявлению конверсионных расстройств.
Коррекционная программа состояла из 8 занятий, длительностью 45 минут каждое, и была направлена на нивелирование проявлений конверсионного расстройства у подростков с зависимым типом поведения, таких как повышенная тревожность, ипохондричность, демонстративность поведения, инфантилизм. Вместе с этим, задачей выступало и снижение проявлений аффективной неустойчивости, агрессивности и конфликтности, повышение адаптационных возможностей и стрессоустойчивости, а также, формирование и развитие эмоционально – волевой сферы и структуры личности подростков.
Среди методов, использовавшихся в коррекционной работе, можно выделить такие, как игротерапия, сказкотерапия, арт – терапия.
Дальнейшее исследование показало, что произошло значительное снижение показателей по параметрам тревожности, ипохондричности, лабильности психических процессов, повышенной возбудимости, эгоцентризма, соматизации внутриличностного конфликта, демонстративности поведения и инфантилизма. В частности, снизилось количество жалоб на затруднения дыхания, боли в животе, дискомфорт в области сердца.
Таким образом, после проведения коррекционной работы и контрольного этапа эмпирического исследования можно с уверенностью говорить о положительной динамике изменений эмоционально – личностных особенностей испытуемых с зависимым типом поведения.
Список литературы:
Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. 336 с.
Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер. с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. 376 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий. Их статика, динамика, систематика /Под. ред. проф. О.В. Кербикова. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 43.
Карвасарский Б.Д. Неврозы: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1980. 448 с.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л: Медицина, 1979. 336 с.
Савченко Д.В. Основные аспекты программы копинг-профилактики употребления наркотиков и ПАВ в молодежной среде // В сборнике: Инновационные технологии нового тысячелетия сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 152-155.
Савченко Д.В. Профилактика аддиктивного поведения у подростков и молодежи: учеб. пособие для студ. высш. учебн. завед. / Д.В. Савченко, Е.И. Дубровинская. М.: ООО «Перспектива», 2015. 82 с.
Смулевич А.Б. Расстройства личности. Траектория в пространстве психической и соматической патологии. М.: ООО Издательство «Медицинское информационное агентство», 2012. 336 с.