В основе государственного регулирования регионального развития должна лежать региональная политика, разработанная с учетом специфики развития тех или иных групп регионов. Согласно первому подходу, природные ресурсы главный, но не единственный фактор в поступательном развитии северных территорий [см., например,1]. В первую очередь, это место постоянного проживания населения, среда обитания которых должна быть сохранена.
В основе второго подхода к развитию ресурсодобывающих регионов Севера, рассматривающего ресурсы Севера на фоне системного кризиса экономики России, лежат принципы либерализма, в соответствии с которыми природа рассматривается как объект интенсивной эксплуатации. Сторонниками данной концепции Север воспринимается исключительно как поставщик сырья, источник валютных поступлений и пополнения государственного бюджета.
Как представляется, исходит из первого концептуального подхода, в соответствии с которым Север – это не только место добычи природных ресурсов, он должен развиваться и быть местом постоянного проживания населения в долгосрочном периоде. Государство должно взять на себя ответственность за дальнейшее поступательное развитие регионов Севера, для чего у него имеется достаточно методов и инструментов, не давая в тоже время возможности развиться негативным явлениям, особенно в богатых ресурсами регионах [2].
В настоящее время приоритетами в области государственного регулирования регионов российского Севера, позволяющими выйти на траекторию устойчивого территориального развития в длительном периоде, становятся [3, 4]:
Повышение государственного протекционизма по отношению к сферам и отраслям экономики Севера, функционирование которых не может осуществляться только на принципах рыночной конкуренции и требующих на определенных этапах нерыночной организации.
Создание условий для проживания и развития традиционных видов деятельности КМНС, особенно в местах освоения природных ресурсов.
Повышение роли государства в регулировании экономики, как в связи со стратегическим значением северных территорий, так и их ролью в хозяйственном комплексе страны.
Реструктуризация и диверсификация экономики, позволяющие сгладить негативные последствия ее моноотраслевой направленности.
Таким образом, государство должно не только создавать благоприятную институциональную среду для нормального развития регионов Севера, но и при необходимости прямо или косвенно регулировать их развитие.
Список использованной литературы:
Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере Ненецкого автономного округа)// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 23. С. 15-20.
Ларченко Л.В., Гуляева В.Б. Экономико-правовые механизмы противодействия коррупции в сфере госзаказа//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 42. С. 2-10.
Север и Арктика в пространственном развитии России: научно-аналитический доклад. Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2010. С.12.
Ларченко Л.В Стратегические интересы субъектов региональной экономики регионов Севера: анализ и согласование противоречий//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Т. 10. № 64. С. 107-114.
Ларченко Л.В. Разграничение прав собственности на природные ресурсы в контексте перехода России к устойчивому развитию//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 140. С. 78-84.
© Степкина А.С., 2017