Практика показывает, что одним из важных средств систематического и прочного усвоения программного материала по математике, развития творческих сил и воспитания обучающихся, есть самостоятельная работа. Знания не могут быть переданы в готовом виде, они усваиваются осмысленно в процессе определенных действий, при этом важно, чтобы учащиеся самостоятельно выполняли эти действия. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная проблема – обучение навыку самостоятельности в работе в общем, возможности в дальнейшем самостоятельно устранить пробелы в знаниях, творчески применять их в решении каких-либо практических заданиях. Особое значение приобретает самостоятельная работа в настоящее время. Введение ФГОС, прогресс техники, прогресс науки, постоянная смена занятий, смена функций, необходимость продумывать и разрешать ряд вновь возникающих проблем требует умения самостоятельно работать над расширением своего кругозора.
Цель педагогической деятельности
формирование обучающегося, который умел бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи
критически мыслить
вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования
совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Задачи:
развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности
научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение
научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности
формировать у обучающихся активность и самостоятельность как черт личности
развивать их умственные способности
Понятие «самостоятельная» работа
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучающиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Что же по - существу входит в понятие «самостоятельная деятельность».
Сущность самостоятельной работы
«Самостоятельность» – характеристика деятельности учащегося в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
«Самодеятельность» – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
«Самоактивация» – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.
«Самоорганизация» – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.
«Саморегуляция» – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.
«Самоконтроль» – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Управление самостоятельной деятельностью школьников.
Педагогическое руководство – это управление самостоятельной деятельностью обучающегося на этапе ее непосредственного осуществления: предъявление учебной задачи школьнику, инструктаж по ее выполнению, мотивация ее разрешения, контроль и коррекция самостоятельных действий обучающегося, оценивание результатов самостоятельной работы.
Организация самостоятельной работы – это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность, обеспечение условий эффективности.
Принципы управления:
1) дифференцированный подход к учащимся с соблюдением посильности учебных заданий;
2) планомерное возрастание интеллектуальных нагрузок и последовательный переход к более неточным и неполным указаниям по выполнению самостоятельной работы;
3) постепенное отдаление учителя и занятие им позиции пассивного наблюдателя за процессом;
4) переход от контроля учителя к самоконтролю.
Система самостоятельной работы учащихся
На различных уроках с помощью разнообразных самостоятельных работ обучающиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают положительные результаты, когда они определенным образом организованы, т.е. представляют систему.
- При этом под системой самостоятельных работ следует понимать совокупность взаимосвязанных друг с другом самостоятельных работ, т.е. когда последующая самостоятельная работа является логическим продолжением предыдущей самостоятельной работы.
- Всякая система должна удовлетворять определённым принципам. В противном случае это будет не система самостоятельных работ, а случайный их набор.
Принципы:
1.Система должна быть единой как для самостоятельных работ в классе, так и дома.
2.Система должна обеспечивать активную познавательную деятельность на всех этапах процесса обучения и способствовать решению тех конкретных задач, которые ставятся на данном этапе.
3. Учебные задания, входящие в самостоятельную работу, должны обеспечить формирование у учащихся не только основ изучаемой науки, но и навыков самообразования.
4. Система самостоятельных работ должна удовлетворять основным принципам дидактики.
5. Характер учебной деятельности учащихся должен определяться системой учебных заданий, входящих в систему самостоятельных работ, и отвечать любому из методов обучения: репродуктивному, частично-поисковому, исследовательскому.
6. Система учебных заданий должна удовлетворять требованию последовательного нарастания трудности.
Как определить место самостоятельной работы в процессе обучения?
Приступая к изучению некоторого раздела, я выделяю основные понятия и идеи. Опираясь на связи с ранее изученным материалом, определяю, какие из основных понятий и идей буду давать обучающимся в готовом виде, а какие школьники приобретут в процессе самостоятельной работы. При этом я руководствуюсь следующим:
Если изучаемый материал для школьников совершенно новый, не имеет опоры в их предшествующем познавательном и практическом опыте или по своему содержанию и источникам информации сопряжён с большими трудностями для восприятия, то наиболее эффективно такое сочетание, когда учитель излагает весь учебный материал, а обучающиеся его самостоятельно закрепляют.
Если изучаемый материал требует лишь теоретического введения, а школьники обладают умениями самостоятельной работы, то вполне результативно такое сочетание, когда учитель излагает, лишь основные вопросы, а ученики прорабатывают весь материал самостоятельно.
Если содержание и методика изучения данного материала прочно опираются на предшествующую работу обучающихся, а изучаемый материал легко распределяется по отдельным заданиям, то лучше такое сочетание, когда учитель ограничивается введением в содержание изучаемого материала, а обучающиеся под его руководством выполняют основную работу самостоятельно.
Если изучаемые вопросы органически связаны с предшествующим познавательным и практическим опытом обучающихся и основные понятия вытекают из ранее изученного материала, а также применяются приёмы самостоятельной работы, которыми обучающиеся уже владеют, то результативна такая самостоятельная работа, при которой роль учителя ограничивается её организацией и управлением.
Результативность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для неё отводится специальное время на каждом уроке, если она ведётся планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.
Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.
Характерность самостоятельной работы:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Четкая формулировка цели работы вызывает у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать обучающегося при ее выполнении работать напряженно.
3. На первых порах у обучающихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы.
4. Для самостоятельной работы нужно предлагать такие задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации. Только в этом случае самостоятельная работа способствует формированию инициативы и познавательных способностей обучающихся.
5. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения ЗУН различными обучающимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к обучающимся.
6. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес обучающихся.
7. Самостоятельные работы обучающихся необходимо систематически и планомерно включать в учебный процесс. Только при этом условии у них будут вырабатываться твердые умения и навыки.
8. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой обучающихся по приобретению ЗУН.
9. При выполнении обучающимися самостоятельных работ любого вида руководство должно принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.
Провожу самостоятельные работы, которые различаются:
по дидактическим целям:
обучающие; тренировочные; закрепляющие; повторительные; развивающие; творческие.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные); реконструктивные, вариативные; эвристические (частично-поисковые); исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)
по степени индивидуальности: общеклассные (по вариантам, дифференцируемые); групповые (в группах, парах); индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома); решение и составление задач; лабораторные и практические работы; подготовка докладов, рефератов.
по месту выполнения:
классные; домашние.
по форме выполнения:
устные; письменные; тесты.
Самостоятельная работа как средство предупреждения неуспеваемости
Важнейшей особенностью организации мной учебного процесса является ориентация на безусловное достижение всеми обучающимися обязательного уровня математической подготовки, зафиксированного в программе по математике. Планирование обязательных результатов обучения включает в себя постоянный контроль над их достижением, оказание эффективной помощи слабоуспевающим. Но вместе с тем, я стараюсь не ограничивать обучение всех обучающихся минимальным уровнем обязательных требований: важно стремиться к более полному раскрытию математических способностей школьников.
При подготовке к уроку и на уроках стараюсь применять полученные знания при выполнении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учётом индивидуально-типологических и возрастных различий обучающихся, социально психологических особенностей их коллективов и конкретных педагогических ситуаций.
Регулярно веду учебно-воспитательную работу, определяю уровень и глубину усвоения обучающимися программного материала, прививаю им навыки самостоятельного пополнения знаний.
Свои уроки стараюсь строить так, чтобы они способствовали развитию у обучающихся логики мышления, интереса к изучению математических наук; прививаю им навыки анализа и решения задач различной сложности, выведение закономерностей общего и частного характера.
В связи с тем, что в классах учатся обучающиеся с низким уровнем подготовки по математике, то я стараюсь всю проводимую самостоятельную работу использовать как средство предупреждения неуспеваемости. Поэтому свою работу направляю на:
Изучение и заполнение пробелов в фактических знаниях обучающихся;
Изучение и предотвращение ошибок в овладении знаниями;
Учение типичным приемам самостоятельной деятельности.
В школе обязательно должен быть психолог. Это не случайно, так как знание психологии ученика, особенностей его нервной деятельности помогают учителю повысить результативность обучения.
Учителям хорошо известно, что обучающиеся с разными темпераментами различным образом воспринимают одно и тоже задание, по-разному приступают к его выполнению.
Рассмотрим некоторые особенности организации самостоятельной работы с учащимися, имеющими ярко выраженный тип нервной деятельности.
Учащиеся, отличающиеся быстротой реакции, молниеносно реагируют на всё, в том числе и на отвлекающие факторы (речь идёт о сангвиниках и холериках). Могут начать отвлекаться уже на первых шагах: при первом прочтении задания, если они сразу же чего-то в задании не поняли.
Поэтому при организации самостоятельной работы задача учителя обратить внимание, прежде всего на таких обучающихся, не дав им возможности отвлечься на другое.
Для холериков в особенности характерно то, что их мысли и действия чаще всего находятся в соответствии. Поэтому, если они не слушают, это сразу заметно. Значит надо призвать их к внимательности. Если же они слушают или читают, то их внимание сконцентрировано на этом задании. В непонятных местах они сами спросят – таков их характер. Поэтому, если учитель, наблюдая за холериками и сангвиниками, в начале самостоятельной работы скорректировал их действия, то в дальнейшем он может не беспокоиться за ход выполнения работы этими обучающимися.
|
||
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|