МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ «КАЧЕСТВО» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ «КАЧЕСТВО»

Синицын С.А. 1
1Администрация муниципального образования Кореновский район
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Существует множество видов муниципальных целевых программ, которые можно классифицировать по назначению, срокам реализации, направленности и механизмам реализации:
  1. По срокам реализации: краткосрочные (1 -2 года), среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет).

На примере муниципального образования Кореновский район целевые программы чаще всего бывают краткосрочными, входя в состав текущих планов, и реже - среднесрочными.

  1. По механизмам реализации: заказные целевые программы с заранее определенными исполнителями и конкурсные целевые программы, когда исполнители мероприятий определяются по конкурсу после утверждения программы и объемов ее финансирования.

  2. По назначению: комплексные, обеспечивающие социально-экономическое развитие муниципального образования, и проблемные целевые программы, обеспечивающие решение одной определенной проблемы. Среди муниципальных программ преобладают проблемные программы.

  3. По направленности: социальные, экономические, экологические, научно-технические, специальные и иные целевые программы.

Проблемы социально-экономического развития муниципальных образований могут решаться целевыми программами всех трех уровней: федеральными, региональными и муниципальными. Поэтому органы местного самоуправления должны хорошо владеть технологией разработки, утверждения и реализации целевых программ, имеющих различный статус. На муниципальный уровень переносятся лишь ее отдельные положения, приспособленные к соответствующим условиям реализации

Целевые программы разрабатываются для масштабного решения наиболее значительных проблем и задач. В настоящее время разрабатываются и реализуются различные по своему характеру целевые программы, которые классифицируются по следующим признакам:

  • классификация целевой программы по направленности и источнику финансирования

  • классификация целевой программы по уровню проблем.

  • классификация целевой программы по характеру проблем.

  • классификация целевой программы по срокам реализации.

Программы каждого типа обладают спецификой целей и условий разработки, учитываемых факторов и методов управления их реализацией.

Реализация целевых программ основываются на законах и нормативных актах Российской Федерации, на основании которых принимаются законы, постановления, решения на уровне муниципального образования.

Муниципальные целевые программа в общем случае должны включать следующие разделы:

  • цели, задачи, сроки и этапы реализации программы; система программных мероприятий;

  • механизм реализации программы;

  • ресурсное обеспечение программы;

  • оценку эффективности программы;

  • организацию управления программой и контроль за ходом ее реализации.

При разработке муниципальных целевых программ необходимо оценивать каждое мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники финансирования, показатели эффективности (чистая прибыль, платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых рабочих мест) и т. д.

Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться:

  • средства вышестоящих бюджетов;

  • средства местного бюджета;

  • другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и реализации целевых программ муниципальных структур требует наделения каждой из них определенными правами и обязанностями и четкой координации работы.

Такая система управления целевыми программами имеет ряд преимуществ:

  • высокий уровень специализации, глубокое знание проблем;

  • четкое обозначение ответственности за реализацию мероприятий;

  • ответственность за целевое использование бюджетных средств;

  • постоянный контроль за ходом реализации программных мероприятий;

  • контроль за перераспределением средств между программными мероприятиями.

Такая схема имеет и недостатки:

  • зависимость от инициативности и активности отдельных структурных подразделений администрации;

  • недостаточная квалификация кадров, занимающихся разработкой целевых программ в структурных подразделениях администраций;

  • ориентация руководителей и разработчиков программ на бюджетное финансирование как основной источник получения средств на реализацию программных мероприятий.

Для устранения перечисленных недостатков при реализации крупных муниципальных целевых программ может создаваться дирекция программы из представителей органов местного самоуправления и исполнителей ведущих мероприятий программы. К основным функциям дирекции относятся: координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций, непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий и подготовка отчетов о реализации программы. Функции директора такой программы могут быть возложены на соответствующего заместителя главы администрации.

По завершении каждого этапа и программы в целом представляются количественные и качественные результаты ее выполнения согласно изложенным выше критериям.

Просмотров работы: 646