ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Сафошкина Д.О. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальные работники считаются потенциально подверженными профессиональному выгоранию, что объясняется специфическими особенностями, так называемых «помогающих профессий».

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования, крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [1, 7 с.]. Это были специалисты так называемых помогающих профессий – людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях [2, 92 с.].

В социальной работе и других смежных профессиях, связанных с непосредственной помощью другим людям, научно доказано то, что определенные группы пациентов могут представлять собой дополнительный, травмирующий психику специалиста фактор. К таким пациентам относятся лица пожилого возраста, тяжелобольные люди, лица, которым требуется интенсивный длительный уход, новорожденные, лица, с психическими отклонениями, принимающие психотропные и наркотические вещества, пациенты с ярко выраженной агрессивностью в поведении [3, 30 с.].

В настоящее время, среди профессий, в которых синдром профессионального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.

Кроме выше указанных, возникновение профессионального выгорания у представителей помогающих профессий обусловлено следующими особенностями профессиональных ситуаций:

• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;

• напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишнего критицизма;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты специалиста;

• неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т.д. [2, 94 c.].

По мнению Водопьяновой и Старченковой, синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1, 9 с.]. Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [2, 92 с.].

Таким образом, профессиональное выгорание можно определить, как неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, сопровождающаяся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Существует ряд специальных диагностических методик для определения уровня и основных составляющих профессионального выгорания. Одним из наиболее эффективных, по мнению Старченковой и Водопьяновой, является опросник «Профессиональное выгорание».

Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня профессионального выгорания. В исследовании приняли участие 15 специалистов по социальной работе.

Работникам социального учреждения был представлен опросник «Профессиональное выгорание». В качестве основных индикативных показателей были выбраны:

1.Эмоциональное истощение – основная составляющая “профессионального выгорания”: переживание пониженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.

2.Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от других; в других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств относительно реципиентов (пациентов, клиентов, подчиненных, коллег и др.).

3.Редукция личных достижений – тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывания ее на других.

Рассмотрим результаты диагностики социальных работников по выделенным показателям:

  1. Уровень эмоционального истощения.

Мы можем наблюдать, что у примерно 80% социальных работников показатель эмоционального выгорания выше среднего уровня.

2. Уровень деперсонализации.

Мы можем наблюдать, что у примерно 80% социальных работников показатель деперсонализации выше среднего уровня.

  1. Уровень редукции профессиональных достижений.

Данная диаграмма свидетельствует о том, что у 60% респондентов высокий показатель по шкале «Редукция персональных достижений».

Таким образом, о наличии высокого уровня профессионального выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале персональных достижений. То есть можно наблюдать, что сотрудники эмоционально истощены, у них происходит деформация отношений с другими людьми, но с другой стороны они осознают важность своей деятельности, о чем свидетельствует высокий процент по показателю редукции профессиональных достижений. Именно это и является главной особенностью профессионального выгорания у социальных работников, несмотря на трудности в профессиональном плане, высокую эмоциональную отдачу, представители данной профессии продолжают работать и помогать людям.

Библиографический список

  1. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.

  2. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [текст] / Е.Ю. Райкова // Молодой учёный. – 2011. – №5 (28) том 2. С. 92-97.

  3. Сидоров П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Синдром профессионального выгорания: учебное пособие / Под ред. П.И. Сидорова. Архангельск: Северный государственный медицинский университет. - М., 2007. - 176 с.

Просмотров работы: 524