В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание горения. Впервые этот термин предложил Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования, крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений [1, 7 с.]. Это были специалисты так называемых помогающих профессий – людей, с полной самоотдачей и с большим воодушевлением работавших в общественных организациях [2, 92 с.].
В социальной работе и других смежных профессиях, связанных с непосредственной помощью другим людям, научно доказано то, что определенные группы пациентов могут представлять собой дополнительный, травмирующий психику специалиста фактор. К таким пациентам относятся лица пожилого возраста, тяжелобольные люди, лица, которым требуется интенсивный длительный уход, новорожденные, лица, с психическими отклонениями, принимающие психотропные и наркотические вещества, пациенты с ярко выраженной агрессивностью в поведении [3, 30 с.].
В настоящее время, среди профессий, в которых синдром профессионального выгорания встречается наиболее часто (от 30 до 90% работающих), следует отметить врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов.
Кроме выше указанных, возникновение профессионального выгорания у представителей помогающих профессий обусловлено следующими особенностями профессиональных ситуаций:
• монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
• строгая регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
• работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
• напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишнего критицизма;
• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
• неразрешенные личностные конфликты специалиста;
• неудовлетворенность профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т.д. [2, 94 c.].
По мнению Водопьяновой и Старченковой, синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты [1, 9 с.]. Р. Кочюнас даёт определение «синдрому выгорания» как «сложному психофизиологическому феномену, сопровождающемуся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки» [2, 92 с.].
Таким образом, профессиональное выгорание можно определить, как неблагоприятную реакцию на рабочие стрессы, сопровождающаяся эмоциональным, умственным и физическим истощением из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.
Существует ряд специальных диагностических методик для определения уровня и основных составляющих профессионального выгорания. Одним из наиболее эффективных, по мнению Старченковой и Водопьяновой, является опросник «Профессиональное выгорание».
Нами было проведено эмпирическое исследование по выявлению уровня профессионального выгорания. В исследовании приняли участие 15 специалистов по социальной работе.
Работникам социального учреждения был представлен опросник «Профессиональное выгорание». В качестве основных индикативных показателей были выбраны:
1.Эмоциональное истощение – основная составляющая “профессионального выгорания”: переживание пониженного эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение.
2.Деперсонализация – деформация отношений с другими людьми: в одних случаях – повышение зависимости от других; в других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств относительно реципиентов (пациентов, клиентов, подчиненных, коллег и др.).
3.Редукция личных достижений – тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизм относительно служебных достоинств и возможностей или редукция собственного достоинства, ограничение своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывания ее на других.
Рассмотрим результаты диагностики социальных работников по выделенным показателям:
Уровень эмоционального истощения.
Мы можем наблюдать, что у примерно 80% социальных работников показатель эмоционального выгорания выше среднего уровня.
2. Уровень деперсонализации.
Мы можем наблюдать, что у примерно 80% социальных работников показатель деперсонализации выше среднего уровня.
Уровень редукции профессиональных достижений.
Данная диаграмма свидетельствует о том, что у 60% респондентов высокий показатель по шкале «Редукция персональных достижений».
Таким образом, о наличии высокого уровня профессионального выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам эмоционального истощения и деперсонализации и низкие - по шкале персональных достижений. То есть можно наблюдать, что сотрудники эмоционально истощены, у них происходит деформация отношений с другими людьми, но с другой стороны они осознают важность своей деятельности, о чем свидетельствует высокий процент по показателю редукции профессиональных достижений. Именно это и является главной особенностью профессионального выгорания у социальных работников, несмотря на трудности в профессиональном плане, высокую эмоциональную отдачу, представители данной профессии продолжают работать и помогать людям.
Библиографический список
Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий [текст] / Е.Ю. Райкова // Молодой учёный. – 2011. – №5 (28) том 2. С. 92-97.
Сидоров П.И., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Синдром профессионального выгорания: учебное пособие / Под ред. П.И. Сидорова. Архангельск: Северный государственный медицинский университет. - М., 2007. - 176 с.