Проблема исследования – при каких условиях использование интерактивных методов обучения учащихся колледжа на уроках иностранного языка будет способствовать повышению мотивации учебной деятельности?
Цель исследования – рассмотреть, обосновать и экспериментально проверить применение интерактивных методов обучения иностранному языку как средства повышения мотивации учебной деятельности.
Объект исследования – организация образовательного процесса в обучении иностранному языку в колледже.
Предмет исследования – интерактивные методы обучения иностранному языку как средство повышения мотивации учебной деятельности.
Гипотеза исследования – применение интерактивных методов обучения иностранному языку будет способствовать повышению мотивации учебной деятельности при следующих условиях:
1) интерактивные методы обучения систематически используются педагогом и гармонично включены как средства обучения в программу дисциплины;
2) каждый урок логически продумaн и построен в соответствии с поставленными задачами;
3) педагог выполняет функцию тьютора (наставника, помощника) в освоении нового знания, позволяя обучающимся занять активную позицию и возможность самореализации.
В педагогике существуют различные определения понятия «интерактивные (активные) методы» или «интерактивное обучение». Селевко Г.К. назвал активные методы обучения технологиями и отнес их к классу образовательных технологий, обозначенных как "технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся" [8, с. 184].
Согласно Кашлеву С.С., термин «интерактивные методы» состоит из двух понятий «метод» и «интерактивный» (интеракция). Метод – это способ целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся для решения педагогических задач, т. е. для развития. Понятие «интеракция» состоит из двух слагаемых: «интер» - между и «акция» - усиленная деятельность. Следовательно, интеракция – это усиленная деятельность между кем-либо. Таким образом, интерактивные методы определяются как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития. [4, с. 5]
В словаре терминов по общей и социальной педагогике Воронина А.С. можно встретить такое определение интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент или слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. [2, с. 38]
По В.С. Дьяченко, интерактивное обучение – это способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех». [6, с. 145]
Мы разделяем понимание интерактивного обучения как личностно ориентированного взаимодействия всех субъектов профессионального образовательного процесса в специально организованной среде. [3, с. 34]
Различные аспекты использования интерактивных методов обучения на уроках иностранного языка рассматривали многие ученые.
В своей статье «Интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка» Петренко М.А. приходит к выводу о том, что интерактивные методы обучения открывают новые возможности изучения, закрепления и применения на практике изученного материала, а также одновременного решения нескольких учебных задач, главная из которых – развитие коммуникативных умений и навыков. [7, с. 173]
Книга «Преподавание иностранных языков в школе», автором которой является Щерба Л.В., содержит статьи, затрагивающие большой круг вопросов, имеющих принципиальное значение для решения актуальных проблем современной методики преподавания иностранного языка.
В.О. Никишина в своей статье «Интерактивные методы обучения иностранному языку» отмечает, что на любой ступени обучения иностранному языку одинаково важными являются как овладение обучаемыми системой языковых и речевых норм изучаемого языка, так и развитие у них способности к использованию полученных знаний, сформированных умений и навыков для передачи соответствующей информации, выражения своих мыслей в различных речевых ситуациях. [5, с. 173]
Белошапкина А. И. подробно рассматривает применение метода кейс-стади на уроках иностранного языка в колледже. Она убеждена, что метод кейсов предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет студентам адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. [1, с. 283]
В нашем исследовании мы сосредоточили внимание на разработке цикла уроков для учащихся колледжа в соответствии с их проблематикой и профессиональной направленностью с использованием разнообразных интерактивных методов обучения.
До начала разработки конспектов занятий с использованием интерактивных технологий и определения степени эффективности их использования для повышения мотивации студентов к обучению, нами был проведен констатирующий эксперимент, главной задачей которого было выявление уровня мотивации к изучению иностранного языка учащихся колледжа.
Экспериментальной площадкой был выбран ОГБПОУ «Шуйский Технологический колледж». В качестве испытуемых выступали учащиеся 1 курса группы С11 по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»: первая подгруппа – контрольная, и вторая подгруппа - экспериментальная. Всего в эксперименте приняло участие 24 учащихся, все мальчики. Оценки «4» и «5» по иностранному языку имеют 5 учащихся в контрольной группе и 6 учащихся в экспериментальной группе, что составляет 46%. Это и послужило одной из причин выбора данной группы для проведения эксперимента.
Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты по определению уровня мотивации Н.Г. Лускановой (Приложение 1). Анкета была изменена преподавателем применительно к уроку иностранного языка в колледже.
Ребятам раздали бланки с вопросами анкеты и тремя вариантами ответов на каждый вопрос, на которые им предлагалось выбрать подходящий для них вариант ответа. Результаты подсчитывались следующим образом – за каждый первый ответ давалось по 3 балла, за второй – 1 балл, за третий – 0 баллов. Если учащийся набирал 25-30 баллов, значит, у него сформировано отношение к себе как к обучающемуся колледжа и его учебная активность находится на высоком уровне. Если набрано 20-24 балла, значит отношение к себе как к учащемуся практически сформировано. Если набрано 15-19 баллов, то у обучающегося положительное отношение к уроку иностранного языка, но урок привлекает его не учебными сторонами. Количество баллов от 10 до 14 говорит о несформированности учебной мотивации. Если учащийся не набрал 10 баллов, значит у него сформировано негативное отношение к уроку иностранного языка.
Результаты распределились следующим образом.
Количество баллов |
Экспериментальная группа (12 человек) |
Контрольная группа (12 человек) |
25-30 |
5 человек (42%) |
3 человека (25%) |
20-24 |
3 человека (25%) |
3 человека (25%) |
15-19 |
3 человека (25%) |
2 человека (17%) |
10-14 |
1 человек (8%) |
3 человека (25%) |
Менее 10 |
0 человек |
1 человек (8%) |
Все эти данные можно увидеть на диаграмме, представленной ниже.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что меньше половины обучающихся (42% в экспериментальной группе и 25% в контрольной группе) мотивированы к изучению иностранного языка. К такому же выводу можно прийти из наблюдения за учащимися на уроках. Учащиеся группы С11 имеют по четыре урока иностранного языка в неделю. Уроки, как правило, проходят с использованием традиционных форм и методов обучения. Учащиеся группы испытывают трудности при выходе к доске, выполнении домашних заданий, большинство просто «отсиживается» на уроке, ни к чему не проявляя интерес.
Разработка и проведение уроков английского языка по лингвострановедческим темам с использованием интерактивных методов обучения, на наш взгляд, должно способствовать повышению уровня мотивации к изучению иностранного языка, что является целью нашего дальнейшего исследования.
Библиографический список
Белошапкина А. И. Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014.
Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ЕГПУ, 2006.
Иванова А.А. Модель интерактивного обучения специалиста-менеджера. М., 2008.
Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. Учебно-методическое пособие. Минск: ТетраСистемс, 2013.
Никишина В.О. Интерактивные методы обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pglu.ru/lib/publications/University_Reading/2012/II/uch_2012_II_00022.pdf
Педагогический энциклопедический словарь. Под ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2003.
Петренко М. А. Интерактивные методы обучения на уроках иностранного языка / М. А. Петренко, Е. А. Баталина // Образование и наука в современных условиях : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 мая 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7).
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП: методический материал. М. : НИИ школьных технологий, 2005.