Основным недостатком существующей налоговой системы является то, что основными направлениями в финансово-правовом регулировании и усовершенствовании налоговой системы главным является ее переориентация на прямые налоги и налоги на потребление. Кроме того, главным образом изменения в налоговой системе порождают усиление налоговой нагрузки в отношении физических лиц, а также на малый и средний бизнес, в том числе на индивидуальных предпринимателей.
Преимущественно проблемы налоговой системы это результат противоречивости и запутанности нормативно-правовой базы, и отсутствия эффективной связи исполнительной и законодательной власти. Данные противоречия выступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует значительного усовершенствования. При этом необходимо не забывать о сохранении принципа правовой стабильности налогового регулирования, поскольку он подразумевает поддержание доверия граждан к закону и действиям государства, что предполагает не допустимость внесения произвольных изменений в существующую систему норм, а также установление разумного переходного периода, позволяющего исключить противоречия толкования нового налогового регулирования правоприменительными органами. [1]
Говоря о вопросах налоговой концепции РФ сегодня, в первую очередь, стоит уделить внимание проблеме налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень непродуктивной, неэкономичной и громоздкой. Большинство изменений в ней носят посредственный характер, при этом внесение изменений не изменяет ее сути, и не уходит от проблем, существующих в ней.
Огромное количество существующих налогов, трудоемкие и не всегда понятные методики их расчета, как для самого налогоплательщика, так и для проверяющего органа, большое количество бюрократических операций, приводящих к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета налогоплательщиков, так и налогового инспектирования. Так, в налоговой системе существуют различные сборы, налоги, отчисления, акцизы, которые практически не отличаются друг от друга, но такое количество платежей усложняет в работу предприятия, вносит путаницу, в результате чего возникают ошибки при исчислении налогов, в итоге приходится платить пени за несвоевременную уплату налога.
Кроме того, к проблеме налоговой системы относится нестабильность существующего налогового законодательства. Это обусловлено периодическим внесением в налоговый кодекс изменений и поправок, приводящих к неустойчивому положению экономику страны, обострению экономического кризиса.
Нечеткая формулировка законодательных и нормативных актов, так же является проблемой существующей налоговой системы, что тормозит эффективное функционирование налоговой системы. Все это создает возможность манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ для недобросовестных налогоплательщиков. [5]
Одной из существенных проблем является слабый контроль за сбором налогов, что приводит к уклонению от уплаты налогов, и как следствие - уменьшению налоговых поступлений.
Таким образом, существующие проблемы в налоговой системевыступают препятствием к эффективному развитию рыночных отношений, в связи с чем, налоговая система требует совершенствования. Следовательно, одними из первоочередных задач государства является создание системы налогообложения стимулирующей экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом. [3]
Кроме того, совершенствование элементов налогов и сборов должно осуществляться с учетом изменений, происходящих в социально-экономическом развитии страны. Существует необходимость привести в действие налоговый механизм, благодаря которому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов, развитие высокотехнологичных наукоемких производств нового поколения, мотивация научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, что приведет в конечном итоге к развитию малого и среднего бизнеса. Все это позволит преобразовать существующую налоговую систему.
Кроме того, не маловажным аспектом в совершенствовании налоговой системы Российской Федерации являться сохранение ее конкурентоспособности по сравнению с налоговыми системами государств, которые ведут на мировой арене борьбу за привлечение инвестиций. Этому способствует, в первую очередь, становление процедур налогового администрирования предельно комфортных для добросовестных налогоплательщиков. [5]
При этом для проводимой налоговой политики важнейшим фактором является поддержание сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо оставить неизменной налоговую нагрузку в тех секторах экономики, в которых уже достигнут баланс.
Кроме того, необходимо внесение изменений в законодательство о налогах и сборах в части мер налогового стимулирования, в том числе:
- стимулирование инвестиций и развитие человеческого капитала;
- предоставление льгот по налогообложению доходов физических лиц;
- совершенствование в сфере применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц;
- создание льготной системы налогообложения для организаций, занимающихся новейшими разработками в сфере науки и техники в целях привлечения инвестиций в данный сектор.
В целях усовершенствования налоговой системы РФ необходимо:
1.Предоставить Правительству РФ и финансовым органам РФ право издавать дополнительные нормативно-правовые акты по вопросам регулирования в сфере налогообложения, которые необходимо детализировать и конкретизировать, если информации, которую содержат другие нормативно-правовые документы в области налогов и налогообложения недостаточно;
2. Ввести специальный налоговый режим налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются инновационной деятельностью в сфере высоких технологий. При этом в данном режиме будет выполняться полное освобождение от налогов данных организаций либо установление льготных процентных ставок по всем видам налогов [2].
Так в период с 2015 по 2017 гг. основным направлением деятельности для Минфина РФ является повышение существующей эффективности налоговой системы. При этом Правительство РФ не планирует повышать ставки основных налогов и налоговую нагрузку на экономику в среднесрочной перспективе. Эта политика будет продолжена и по завершении планового периода — в 2018 г. [6]
Таким образом, основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, которая обеспечивает налоговую конкурентоспособность Российской Федерации на мировой арене, а с другой стороны, сохранение бюджетной устойчивости, путем получения нужного объема бюджетных доходов. При этом нельзя забывать о том, что любое нововведение, даже направленное на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должно приводить к нарушению конституционных прав граждан, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов. [3]
Литература:
1. Алексеев В. В. Формирование современной налоговой системы России: истоки и уроки / Алексеев В. В., Алексеев А. В. // Вестн. Рос. Акад. наук. - 2012. - Т.74. - № 9. - 771–780 с.
2. Афонина А. А. Современная налоговая система РФ — [Электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: http://sibac.info/archive/economy/Economy05.11.2013.pdf (дата обращения: 21.12.2016)
3.Вайсберг В. Об основных направлениях налоговой реформы /В. Вайсберг // Коммерсант. - 2014. - № 9. - С.39–45
4. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века /И.В. Горский // Налоговый вестник. - 2012. №7- С. 7 - 12.
5. Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. - М.- 2013.
6. Министерство Финансов Российской Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: http://minfin.ru/(дата обращения: 21.12.2016)
7. Саакян Р.А. Правовые аспекты и возможные проблемы реформы налогового администрирования / Саакян Р.А., Киреева А.В.// Налоговый вестник. - 2013. - № 4 – С. 3 - 4.