МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ

Терентьева Н.Б. 1, Ягафарова З.А. 2
1СФ БашГУ
2СФ "Башкирский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Для развития познавательных способностей учащихся необходима организация их активной познавательной и практической деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития способностей обучаемых. Если развитие познавательных и практических способностей учащихся является целю деятельности учителя, то применение различных приемов активизации является средством достижения этой цели. Заботясь о развитии учащихся, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Но одновременно необходимо отдавать себе отчет в том, что являются ли используемые приемы и методы оптимальными, отвечающими имеющемуся развитию учащихся и задаче дальнейшего совершенствования их познавательных умений.

Формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на основе теории деятельности, развития видов и форм мышления. Каждый мыслительный процесс является согласно внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на решение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Первоначальным фактором мыслительного процесса, как правило, считается проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Рассмотрим несколько методов обучения для активизации мышления на учебных занятиях.

Методы эвристического обучения. Главной целью эвристики является поиск и сопровождение способов и правил, согласно которым человек приходит к открытию определенных законов, закономерностей решения проблем. Рассмотри пример по теме урока: «Электромагнитные волны".

Учитель: Если я произнесу слово «волна», что вы себе представляете?

Ученик: Волна на реке, волна в ванной, волна воздуха.

Учитель: Это механические волны. Механика переводится как движение. Мы видим их? Можно потрогать эти волны руками? Давайте вспомним, какими величинами характеризуются механические волны?

Ученик: Периодом, частотой, амплитудой, длиной волны, скоростью.

Учитель: А если я произнесу слово «радиоволны», магнитные волны, какие ассоциации связаны с этими словами?

Ученик: Мы их не видим. Что-то неощущаемое. Нельзя потрогать.

Учитель: Вы правы, потому что, механические волны распространяются только в упругих средах: газе, жидкости, твердых телах, а электромагнитным волнам не нужна среда.

Как видно, из беседы учителя и учеников, сначала они хотят воспроизведения знаний, а затем – размышлений, построения умозаключений. Такое построение урока развивает познавательные способности учащихся и формирует у них два мышления: конкретно – образное и абстрактное.

Метод проблемного обучения. Основой данного является создание ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – заинтересовать учащихся изучаемым материалом, направить деятельность учащихся на максимальное овладение этим материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности [2].

Действия учащегося при формировании учителем проблемной ситуации проходят в последующей логической последовательности:

1. анализ проблемной ситуации;

2. формулировка;

3. решение проблемы;

4. проверка правильности решения проблемы.

Метод словесного обучения. К этому способу обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их объяснения преподаватель средством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Рассказподразумевает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым. Этот способ предполагает устное повествовательное изложение учебного материала, не прерываемое вопросами к обучаемым.

Учебная лекцияпредполагает устное изложение учебного материала, отличающееся большой емкостью, чем рассказ, сложным логическим построением образов, доказательств и обобщений. Лекция, как правило, занимает все занятие.

Беседа подразумевает разговор преподавателя с учениками. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учащихся к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Метод исследовательского обучения. В случае, если эвристическое обучение рассматривает способы подхода к решению проблем, то исследовательский метод – правила правдоподобных истинных результатов и их применения. При организации исследовательской деятельности решаются следующие задачи:

1. обучение учащихся на примере реальных проблем, которые мы видим в повседневной жизни;

2. обучение приемам мышления;

3. использование различных источников информации;

4. подкрепление знаний практической работой.

Физический эксперимент является эффективным методом активизации мыслительной деятельности учеников при изучении физики.

Демонстрационный эксперимент широко применяем при объяснении нового материала, на основе которого учащиеся подводят к самостоятельным выводам, познаниям, получают умения самостоятельно «добывать» их.

Мышление является важным процессом, поэтому есть целый ряд методов для его активизации, и тем самым ускорения получения итогов [6].

Существуют следующие способы активизации мышления:

1. поиск необычных решений;

2.коллекционирование разных парадоксов;

3.технологии интерактивного обучения;

4. ассоциативные приемы активизации творческого мышления;

5.контрольные вопросы как метод активизации мышления и другие.

В работах А.В. Усовой, Н.Н. Тулькибаевой [5], Б.С.Беликовой [1] и др. изучены процессы решения задач по физике и ее структура. Структура этой деятельности состоит из следующих этапов: 1) физический; 2) математический; 3) аналитико – синтетический.

При разборе решения задач ученик оперирует таковыми формами мышления как понятие, суждение и умозаключение.

Решение задачи начинается с изучения ее условия, текста, далее выделяются данные и требования, записываются скрытые данные, которые часто являются ключом к решению задач. На основе решения задач составляются алгоритмы. Практика показывает, что метод решения задач давать решение в готовом виде, как правило, приносит небольшую пользу. Но можно рекомендовать решение и разбор типовых задач в классе для того, чтобы потом ученик по готовому алгоритму попробовал самостоятельно решать задачи. Умение решать задачи имеет большое значение не только при изучении физики, но и в дальнейшей жизни обучающегося. Так как человеку в повседневной жизни приходится постоянно решать задачи, которые несколько отличаются от школьных задач, иногда своей неопределенностью, иногда неразрешимостью. На уроках физики обучающиеся учатся организовать поиск решения задачи. Поиск и нахождение решения любой задачи– это черта активной, самостоятельной личности. Умение самостоятельно решать задачи является показателем высокого интеллектуального развития [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беликов Б.С. Решение задач по физике. Общие методы: Учебное пособие для студентов вузов. М: Высш.шк., 1986.

2. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. Словарь практического психолога/ Сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1997.

4. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. М: Просвещение, 1988. (Б-ка учителя физики).

5. Усова А.В., Тулькибаева Н.Н.Практикум по решению физических задач: Учебное пособие для студентов физ.- мат. фак. М: Просвещение, 1992.

6. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М: Педагогика, 1972.

Просмотров работы: 500