ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Федоров П.С. 1, Зиновьева И.С. 1
1ФГБОУ ВО "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблеме формирования дивидендной политике во многих странах посвящены многие научные исследования и работы. Теоретические подходы к формированию дивидендной политики рассматривают с позиции воздействия на рыночную стоимость предприятия и благосостояние его акционеров.

Целью данной статьи является анализ основных результатов, полученных специалистами в данной области, определение и оценка уровня влияния дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия.

Под термином «дивиденд» понимается полученный акционером доход после распределения прибыли акционерного общества [1]. В гражданском и правовом понимании дивиденды выплачивают исключительно акционерные общества, но в налоговом – дивиденды могут выплачивать любые юридические лица при распределении дохода среди участников такого предприятия.

Такие научные деятели как Галанов Владимир Александрович и Басов Анатолий Иванович под термином «дивиденд» понимают доход, который может получить акционер за счет части чистой прибыли предприятия, которая распределяется между держателями акций данного предприятия, в виде определенной доли их номинальной стоимости [2].

На наш взгляд, это не совсем корректное определение данного термина, т.к. размер дивидендов, приходящийся на одну акцию, может быть больше номинальной стоимости самой акции. Исходя из этого, можно дать немного другое определение понятию дивиденд, а именно – это форма дохода акционеров (участников общества), который возникает в процессе распределения чистой прибыли предприятия (акционерного общества или иного юридического лица) и зависит от доли собственников (участников) данного предприятия, их предпочтений и других объективных факторов. Размер получаемых участниками дивидендов напрямую зависит от проводимой предприятием дивидендной политики.

Для того, чтобы сформировать удачную и успешную дивидендную политику, потребуется доскональное изучение факторов, которые на нее влияют. Факторы, которые влияют на дивидендную политику можно разделить на внешние и внутренние [3].

К внешним факторам, влияющим на дивидендную политику предприятия, относят те события и процессы, которые носят глобальный характер и на которые данное предприятие (акционерное общество) никак не может повлиять (например, инфляция, налогообложение). К внутренним факторам относят те процессы и события, на которые предприятие имеет возможность повлиять либо отрегулировать их (к ним относится стадия жизненного цикла компании, уровень готовности инвестиционных проектов, достаточное количество собственного капитала, стоимость привлечения заемного капитала).

Выбор дивидендной политики должен дать ответ на один из главных вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров. Анализ различных теорий дивидендов [4] дает возможность сделать вывод, что только одна из них – теория Модильяни-Миллера, – доказывает, что влияние дивидендов на рыночную стоимость компаний отсутствует.

Также немаловажным является учет интересов всех участников процесса распределения полученной предприятием прибыли. При этом возникает противоречие между интересами собственников (учредителей, акционеров), которые заинтересованы в получении как можно большего дохода на вложенный капитал, а также интересами развития производственно-хозяйственной деятельности предприятия, которая требует дополнительных инвестиций. Однако, чем больше выплачивается дивидендов, тем меньше остается средств на развитие компании, а это приводит к снижению темпов роста объемных показателей деятельности предприятия, что также приводит к сокращению получаемого дохода. С другой стороны, стоит отметить, что если инвесторы (акционеры, учредители) не оправдывают свои ожидания в итоговой прибыли на одну акцию – их интерес угасает и они начинают продавать ценные бумаги, что приводит к снижению как стоимости акций, так и рыночной стоимости предприятия в целом.

Поэтому для того, чтобы произвести расчет выплаты дивидендов, необходимо определить норму распределения прибыли на дивиденды и определить методику дивидендных выплат.

Дадим оценку уровня влияния дивидендной политики на рыночную стоимость предприятия на примере ЗАО «Багаевский консервщик» (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика дивидендных выплат ЗАО Багаевский консервщик.

Год

выплаты

По итогам

года

Размер чистой прибыли, направленной на выплату дивидендов, %

Дивиденд на одну акцию,руб.

Номинальная стоимость акции, руб.

1

2

3

4

6

2012

2011

8,5

266

1800

2013

2012

12

385,5

3000

2014

2013

12

335,7

2700

2015

2014

12

281,8

1950

Из приведённых данных табл.1 видим, что с 2014 года выплаты по дивидендам значительно упали. Это можно объяснить тем, что упал уровень чистой прибыли. Также нужно отметить, что вместе с чистой прибылью и выплатами по дивидендам также упала и номинальная стоимость акций, а вместе с ней и рыночная стоимость компании. Таким образом, наблюдается прямая зависимость между размером дивидендов, выплаченных на одну акцию, ценой данной акции и рыночной стоимостью предприятия.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что сущность дивидендной политики заключается в выборе оптимального соотношения между долей прибыли, направляемой на выплату дивидендов и долей прибыли, которая направляется на расширение предприятия. Дивидендную политику необходимо рассматривать как задачу, решение которой позволит прийти к максимизации дохода акционеров [5] .

К основным принципам дивидендной политики можно отнести:

- соблюдение норм действующего законодательства Российской Федерации, Устава и внутренних документов Общества, в том числе соответствие принятой в Обществе практики начисления и выплаты (объявления) дивидендов законодательству Российской Федерации;

- соблюдение прав и интересов акционеров;

- стремление соответствовать высоким стандартам корпоративного управления;

- обеспечение заинтересованности менеджмента и акционеров в повышении прибыльности Общества;

- повышение инвестиционной привлекательности Общества;

- обеспечение положительной динамики величины дивидендных выплат при условии роста чистой прибыли Общества;

- стремление к обеспечению наиболее комфортного для акционеров способа получения дивидендов;

- стремление выплачивать дивиденды в короткие сроки;

- обеспечение максимальной прозрачности механизма определения размера дивиденда.

Учет данных принципов будет способствовать положительной динамике роста чистой прибыли компании и ее благосостоянию в целом, грамотному распределению прибыли между выплатами дивидендов акционерам и инвестициями в деятельность Общества, прозрачности ведения бизнеса.

Таким образом, грамотное формирование дивидендной политики предприятия позволит повысить эффективность функционирования и развития предприятия в целом.

Список используемой литературы

  1. Грэхем Б., Додд Д., Анализ ценных бумаг, [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.e-reading.club/djvureader.php/107741/7/Kottl_-_Analiz_cennyh_bumag_Grema_i_Dodda.html 2012 880 с.

  2. А.И. Алексеева Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://cis2000.ru/cisFinAnalysis/alekseevacomplexanalis.shtml

  3. Об акционерных обществах: федер. закон от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ (в ред. От 21 декабря 2013 года №379-ФЗ), [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/

  4. Е.И. Шохин, Финансовый менеджмент, дивидендная политика предприятия, с.-30. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bugabooks.com/book/850-finansovyj-menedzhment/30-glava-9-dividendnaya-politika-predpriyatiya.html

  5. Федорова Е.А., Лукасевич И.Я. Теория дивидендной политики и их развитие на примере российского рынка // Финансы и кредит 2014 №19 с 2-8, [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/teorii-dividendnoy-politiki-i-ih-razvitie-na-primere-rossiyskogo-rynka.

Просмотров работы: 1386