Линзы Френеля бывают кольцевыми и поясными. Кольцевые линзы направляют световой поток в каком-либо одном направлении (рис.1). Поясные линзы посылают свет от источника по всем направлениям в определённой плоскости. Диаметр линзы Френеля может составлять от единиц сантиметров до нескольких метров.
Рисунок 1. Поперечное сечение линзы Френеля (1) и обычной линзы (2).
В работе было проведено компьютерное моделирование линзы и изучены различные виды аберраций, возникающих в идеальной линзе Френеля.
На рис. 2 показана зависимость волновых аберраций от смещения от оптической оси линзы.
Рис. 2. Зависимость волновых аберраций от смещения от оптической оси линзы
Максимальный масштаб графика порядка 104 длин волн (λ = 0,587µм). Это говорит о большом искажении изображения предмета после прохождения линзы Френеля.
Рис. 3 демонстрирует масштаб хроматических аберраций в линзе Френеля.
Рис. 3. Хроматические аберрации в линзе Френеля
При изменении длины волны всего на 2нм положение фокуса линзы меняется на 20 µм.
Изучение волновых и хроматических аберраций в идеальной линзе Френеля говорит о невозможности ее использования для получения качественных изображений. Отсюда вытекает область применения линз Френеля:
Массово применяется в осветительных устройствах, особенно подвижных, для минимизации веса и затрат на перемещение.
Помещая линзу Френеля вблизи фокальной плоскости объектива и окуляра оптической системы (в зеркальных фотоаппаратах), конструкторы достигают максимальной равномерности освещённости изображения на матовом стекле видоискателя. При этом кольцевая структура линзы маскируется матовым стеклом, а паразитное рассеивание не оказывает влияния на изображение.
Линзы Френеля применяются в крупногабаритных фокусирующих системах морских маяков, в проекционных телевизорах, оверхед-проекторах (кодоскопах), фотовспышках, навигационных огнях, светофорах, железнодорожных линзовых светофорах, семафорных фонарях и фонарях пассажирских вагонов.
Пластиковая плёнка в виде линзы Френеля, наклеенная на заднее стекло автомобиля, уменьшает мёртвую (невидимую) зону позади автомобиля при взгляде через зеркало заднего вида.
Перспективным в настоящее время считается использование линз Френеля в качестве концентратора солнечной энергии для солнечных батарей, позволившее довести КПД солнечных элементов до 44,7 %.
Линзы Френеля применяются в инфракрасных (пирометрических) датчиках движения охранных сигнализаций.
Литература
Бобров С.Т., Грейсух Г.И., Туркевич Ю.Г., Оптика дифракционных элементов и систем, М.: 1986.- 223 с.