ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ О ЖИВОТНЫХ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТЕМЕ «СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ О ЖИВОТНЫХ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Козлова Д.А. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Имеется некая ошибка, что метод проектов в начальной школе является неэффективным, так как учащиеся ещё слишком малы, и сложно говорить о полноценной работе над проектной деятельностью. Естественно, проекты, предложенные учениками начальной школы не такие объемные и информационные, в отличии от учеников старших классов. С младших классов необходимо учить ребенка самостоятельной поисково-творческой работе [2]. Приучить детей правильно организовывать свою работу и находить верные решения в конкретных ситуациях. Несомненно, в этом помогает метод проектов.

Бесспорный плюс данного метода – то, что он помогает сформировать необходимые теоретические и практические навыки и умения, позволяющие найти приемлемый путь достижения поставленной цели, обеспечить преемственность и единство разнообразных граней процесса обучения и гарантировать развитие личности младшего школьника.

Технология проектирования относится к личностно-ориентированной технологии, в её основе лежит формирование познавательных навыков, умение самому структурировать свои знания, разбираться в информационном пространстве.

Младший школьный возраст – это начальный этап вступления в проектную деятельность [1]. Проектная деятельность отвечает задачам и целям современного образования, одна из которых подготовка учащихся к познанию законов общества через самостоятельное решение ситуаций в виде разнообразных проектов по различным предметам [3].

Данные проект проходит в несколько этапов и подразумевает индивидуальную работу, которая формирует самостоятельность и ответственность. Каждый этап регулируется учителем, подробно оговаривается деятельность всех учащихся.

Тема проекта: «Сочиняем сказку о животных»

Проблемные вопросы по учебной теме:

  1. Какова структура сказки?

  2. Какие сказки бывают?

  3. Возможно придумать свою сказку?

Узко-направленные проблемные вопросы по учебной теме:

  1. Какова структура сказки о животных?

  2. Что необходимо учитывать в сочинении авторской сказки?

  3. Что необходимо учитывать в иллюстрации к авторской сказке?

Цели проекта:

  1. Образовательная – научить младших школьников сочинению сказок о животных, уточнить, пополнить и расширить знания детей о сказках.

  2. Развивающая – сформировать умение самостоятельно работать с требуемой литературой, развить творческие способности, расширить кругозор младших школьников.

  3. Воспитательная – выработать ответственность у каждого ученика за проведение коллективной работы.

Аннотация:

Реализуя данный проект в течение месяца, учащиеся приобретают необходимые теоретические и практические знания, которыми должен обладать осознанный читатель. В связи с работой над проектом у учащегося третьего класса вырабатывается вдумчивое, внимательное, осознанное чтение. В проекте существует межпредметная связь – литературное чтение и изобразительное искусство.

Ход проекта:

Перед началом проекта учащимся выдается список литературы, который дети должны прочитать во внеурочное время. Стоит учесть то, что не всем удается прочесть в один срок, поэтому рекомендуется выдать список заранее.

Учащиеся отмечают прочитанные сказки в «Читательском дневнике» (который был создан ещё во 2 классе). В нем учащиеся 3 класса заполняют таблицу:

Таблица 1 - Шапка таблицы читательского дневника

Название произведения

Главные герои

Основная мысль

Сказки подготовлены уже специально о животных: «Зайкина избушка», «Кот и лиса», «Бобовое зернышко», «Маша и медведь». Данные книги можно приобрести в школьной библиотеке или на сайте (источники раздаются вместе со списком литературы).

Подготовительный этап.

Ход урока:

Таблица 2 - Ход урока подготовительного этапа проекта

Этап урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный.

Вхождение в тему урока, нацеливание на урок.

- Здравствуйте! Сегодня солнечный день, и мы радостно улыбнемся друг другу и начнем наш урок!

- Посмотрите на парты, все готовы к уроку?

- Начнем мы, как всегда, с артикуляционной разминки. Читаем вслух все вместе 3 раза скороговорку, которая написана на доске: «В зоопарке за забором зебры резво зарябили».

- Хорошо!

Оценивают свою готовность к уроку.

Читают скороговорку хором.

Мотивация к учебной деятельности.

Заинтересовать учащихся, направить на учебную деятельность

- «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете данное высказывание?

- Могли бы сейчас современные люди обойтись без сказок?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Сообщение темы урока.

Задать необходимые вопросы, чтобы учащиеся самостоятельно выдвинули цель урока.

- Мы не случайно вспомнили это высказывание. И вы не случайно читали русские народные сказки дома.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Итак, действительно, сегодня на уроке мы будем говорить о сказках. А точнее, мы вспомним структуру сказок, подумаем над особенностями сказок о животных и составим план своей собственной сказки.

Высказывают свои предположения. Выдвигают цель урока.

Актуализация опорных знаний.

Организация подготовки к написанию сказки.

- Вспомните, что такое сказка?

- Какие жанры русских народных сказок бывают?

- Определите жанр сказок, которые вы читали дома.

- Молодцы!

Сказка – это повествовательное произведение о выдуманных событиях и лицах, в основном с участием волшебных сил.

Жанры: бытовые, волшебные, сказки о животных.

Дома читали о животных.

Основной этап. Работа над сказками о животных.

 

- Хорошо, что такое сказка мы вспомнили, какие бывают сказки тоже вспомнили.

- Кто может назвать первый этап сказки?

- Хорошо, это называется зачин.

- Что идет дальше?

- Завязка.

- Где происходят основные события?

- Как по-другому назвать самый напряженный и эмоциональный момент в сказке?

- А после этого?

- Отлично, вот мы и назвали все этапы сказки или по-другому композицию. Посмотрите на доску, всё назвали?

Итак,

  1. Зачин

  2. Завязка

  3. Развитие сюжета

  4. Кульминация

  5. Развязка

- По такому плану пишутся все сказки.

- Теперь давайте подумаем, каковы особенности сказки о животных? Что её отличает?

- Верно, это действительно так. В таких сказках животные наделяются именами, они разговаривают, они наделены человеческими чертами: злобой или добродушием, простотой или хитростью, трусостью или слабостью.

Не зря все эти высказывание пришли из сказок. Продолжите их хором. Хитер как …

Голоден как … Труслив как … Болтлив как… Неуклюжий как…

Вы уже знаете, что некоторые животные наделены особым человеческим качеством. Например, лиса нам рисуется хитрой, лживой обманщицей. Вспомните, что она сделала в сказке «Лиса и волк»?

- Да, а в сказке «Зайкина избушка»?

Другой герой, волк. Он глупый, окружающие этим пользуются. В сказке «Овца, лиса и волк» собирается разорвать овцу, но по глупости попадает в капкан. В сказке «Лиса и волку» остается без хвоста.

Еще одним героем является медведь. Он обладает огромной силой, но также глуп. В сказке «Мужик и медведь», заключая договор с мужиком об урожае, он всё время остается ни с чем.

Лягушка, мышь и заяц выступают в роли слабых, обычно служат более крупным животным. А петух и кот являются положительными героями и нередко помогают другим героям.

Отлично, теперь мы знаем с какими человеческими чертами сравнивают некоторых животных. Это нам поможет в написании сказки.

- Откройте тетради. Напишите тему урока «Сочиняем сказку о животных».

Теперь подумайте и решите о ком и о чем будет ваша сказка. Что вы хотели бы донести до читателя. Напишите план. В ваш план должно входить:

1.Начало ваше истории (что? кто? когда?)

2.Происшествие (что случилось? Проблема, конфликт)

3.Устранение проблемы (поиск выхода из ситуации)

4.Итог (возвращение откуда-то или иное)

Отводится несколько минут. Далее учитель просит прочесть желающих и корректирует,

помогает если необходимо.

- Это этап, где говорится о героях, где они жили, кто они, что у них было.

- Сюжет закручивается.

- Развитие событий.

- Кульминация.

- Развязка.

- Да

- Животные выступают в роли людей.

Лиса, волк, заяц, сорока, медведь.

- Она обманула мужика и притворилась мертвой. Обманула волка, что ловит рыбу на хвост.

- Лиса выгоняет зайку из избушки.

Учащиеся составляют примерный план. Обдумывают образы

Подведение итогов урока.

Оценивание работы.

Итак, всё необходимое для написания сказки мы сделали. Давайте вспомним, что мы сегодня делали и что повторили?

- Мы вспомнили, что такое сказка. Композиция сказки. Жанры сказки. Особенности сказки о животных. Основные образы в сказках о животных. Написали план собственной сказки.

Домашнее задание.

Инструктаж по выполнению.

Дома вам необходимо придумать, написать и проиллюстрировать сказку о животных по вашему плану. Сказка должна быть оформлена (название, автор). Сказка и иллюстрация должны быть выполнены на формате А5. Вы можете обратиться к родителям за помощью, к друг другу или ко мне.

Поблагодарим друг друга за работу!

 

Основной этап.

Во время основного этапа учащиеся в течение двух недель пишут сказки, работа выполняется индивидуально. Возможны помощь и подсказка со стороны взрослых. Также они приносят свои черновики учителю на перемене, а она редактирует, подсказывает как сделать лучше и интереснее. Некоторые учащиеся возможно будут жаловаться на то, что никак не могут придумать сказку, несмотря на то, что план составили. Учитель может предложить им переделать какую-нибудь русскую народную сказку, изменив при этом название сказки и развязку.

Через две недели, на урок литературного чтения, учащиеся приносят свои сказки и иллюстрации к ним. Учитель собирает у всех рисунки к сказкам, вывешивает их на доску. Непосредственно на самом уроке несколько желающих учеников делятся своим творчеством. Выходят к доске и читают свою сказку, а после прочтения остальные выбирают иллюстрацию из вывешенных на доске, которая подходит к сказке, высказывают свои впечатления по поводу услышанного, анализируют и устанавливают все ли этапы присутствуют, есть ли поучительный характер, какие символические образы подобрал автор.

Данный урок способствует умению выделять структуру сказки, следовательно, учащиеся учатся внимательно слушать и анализировать одновременно. Также на таком уроке ученики радуются успехам друг друга, поддерживают друг друга, преодолевают страх быть осужденным.

Заключительный этап.

Учитель составляет сборник, учитывая рекомендации учащихся. Соединяет сказки при помощи сшивателя, составляет содержание и пронумеровывает страницы. Вот и готовый продукт деятельности учащихся на протяжении месяца. Сборник можно продемонстрировать на родительском собрании или учащимся из других классов.

Литература

  1. Воюшина, М. П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студ. высш. учеб.заведений / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. М. П. Воюшиной. – М. : Академия, 2010. – 366 с.

  2. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М. В. Кларин. - Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. – 176 с.

  3. Голушко, Т. В. Урок литературного чтения – урок творчества / Т. В. Голушко // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – № 1. – С. 1–3.

Просмотров работы: 825