РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ДЕРЕВА ОТКАЗОВ УСЛУГ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ДЕРЕВА ОТКАЗОВ УСЛУГ АВАРИЙНЫХ КОМИССАРОВ

Коробова Е.И. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа выполнена под руководством ассистента кафедры метрологии, стандартизации и сертификации Лукоянова В.А.

Для исследования составляющих качества услуг аварийных комиссаров была использована методология функционального моделирования, реализуемая инструментарием нотации IDEF0, которая наилучшим образом описывает все функциональные взаимосвязи основных этапов процесса оказания услуг аварийными комиссарами, отражает ограничивающие актуальные нормативно-правовые условия и необходимые механизмы для реализации конечных целей рассматриваемой услуги (рисунок 1). Декомпозиция процесса оказания услуг АК позволила выделить семь основных подпроцессов, которые наиболее полно характеризуют все этапы оказания услуг по фиксации и документальному оформлению ДТИ (рисунок 2) [1].

Проведенный анализ временных затрат на предоставление услуг аварийными комиссарами можно представить в виде диаграммы Парето, показанной на рисунке 3. Как видно из диаграммы наиболее трудоемким этапом услуги АК являются «выезд на место ДТИ», на которое и будет направлено данное исследование.

Рисунок 1 - Родительская диаграмма процесса оказания услуг АК [1]

Рисунок 2 - Процессная модель (IDEF0-диаграмма) услуг, оказываемых АК[2]

Анализ временных затрат на оказание услуг аварийными комиссарами показал, что наиболее затратным по времени является процесс выезда аварийного комиссара на место ДТИ (49,2%), далее по значимости – процесс фиксации последствий ДТИ (24,6%) – именно на них должно быть направлено основное управляющее воздействие, они относятся к группе факторов А. К менее значимым по временным затратам, группе факторов В относятся: процессы выдачи результатов оформления ДТИ (8,2%), обозначение места ДТИ (4,9%), и оказания помощи участникам (4,9%). К группе факторов С относятся процессы: заключения договора об оказании услуг (4,9%) и принятие заявки о совершении ДТИ (3,3%) [3].

Рисунок 3 - Диаграмма Парето для оказания услуг АК

Для определения факторов, влияющих на время прибытия АК на место ДТИ была разработана диаграмма Исикавы (рисунок 4). При разработке которой основными факторами были выбраны:

– человек;

– внешние факторы;

– подготовка сырья и материалов;

– техника.

После чего факторы первого порядка были разбиты на причины второго и третьих порядков.

Рисунок 4 – Диаграмма Исикавы

Для анализа возможных видов неблагоприятных событий, вызывающих задержку по времени выполнения услуг аварийных комиссаров было разработано дерево отказов (FTA).

Дерево нежелательных событий (отказов, аварий, последствий) лежит в основе логико-вероятностной модели причинно следственных связей отказов системы с отказами ее элементов и другими воздействиями. Оно начинается с выявления нежелательного события верхнего уровня, а затем декомпозируется до базовых отказов нижнего уровня, которые лежат в основе причин наступления ключевого нежелательного последствия.

Дерево отказов показывает, каким образом происходят основные сбои и сравнительные оценки важности различных путей, приводящих к ключевому сбою. Также с помощью дерева отказов можно провести анализ уже произошедшего отказа для графического отображения того, как разные события, произойдя единовременно, привели к сбою [4].

Чтобы наглядно представить причинную взаимосвязь с помощью дерева нежелательных событий, необходимы элементарные блоки, подразделяющие и связывающие большое число событий. Существует два вида блоков: логические знаки и символы событий. Логические знаки связывают события в соответствии с их причинными взаимосвязями. Обозначения этих знаков приведены в таблице 1. На рисунке 5 представлено дерево отказов для события «Задержка времени прибытия на место ДТИ»

Таблица 1 – Значения логических символов дерева нежелательных событий

Символ логического знака

Название логического знака

Причинная взаимосвязь

1

 

ИЛИ

Выходное событие происходит, если случается любое из входных событий

2

 

И

Выходное событие происходит, если все входные события случаются одновременно

3

 

Запрет

Наличие входа вызывает наличие входа тогда, когда происходит условное событие

4

 

«m из n» (голосования или выборки)

Выходное событие случается, если случается m из n входных событий

5

 

Исключающее ИЛИ

Выходное событие случается, если случается одно (но только одно) из выходных событий

6

 

Приоритетное И

Выходное событие случается, если все входные события происходят в нужном порядке слева направо

Рисунок 5 – Дерево отказов для события «Задержка времени прибытия на место ДТИ»

При анализе дерева отказов обычно используется вероятность возникновения событий, но в связи с отсутствием математических данных, экспертами были расставлены коэффициенты весомости, выраженные в %.

В первую очередь задержку времени прибытия на место ДТИ вызывают любые события «первого уровня», вызывающие потерю времени из-за сотрудников службы АК (50%), далее идут проблемы внешней среды (35%), проблемы с ТС (10%) и подготовка сырья и материалов составляют 5%.

Таким образом, усилия по реализации мероприятий по совершенствованию услуг аварийных комиссаров целесообразно начинать с минимизации рисков, связанных с вероятностью событий, представленных в дереве отказов (рисунок 5).

Список использованных источников

1 Воробьев, А.Л. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров [Текст] / А.Л. Воробьев, И.В. Колчина, В.А. Лукоянов // I Международная научно-методическая конференция «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономике» – Россия, г. Уфа, РИЦ БашГУ, 29-30 апреля 2014 г. – С. 101-104.

2 Воробьев, А.Л. Оптимизация процесса оказания услуг аварийными комиссарами методом стандартизации на основе анализа процессной модели / А.Л. Воробьев, В.А. Лукоянов, И.В. Колчина // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2015. – № 4. – С. 18 -23.

3 Коробова Е.И. Анализ путей снижения временных затрат на оформление ДТП с использованием динамической модели IDEF3/ Управление качеством в транспортной и социальной сферах: Сборник статей трудов транспортного факультета по материалам XXXIII научной конференции студентов// Оренбург: ОГУ, 2016. – 132 с.

4 Дерево отказов - до (fault tree analysis - fta) [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.studfiles.ru/preview/5996807/page:41/ – 20.12.2016.
Просмотров работы: 1543