ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВЛИЯНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы обусловлена тем, что одна из заметных тенденций нашего времени - это признание важности человеческой личности. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого воспитанника, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка. Причина индивидуальных особенностей поведения обусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблемой развития дошкольников в детской психологии занимались такие исследователи как: психофизиологов В.В. Белоус [3], Е.Дзятковской [7], психологов А. Сиротюк [27], Т.Смирновой [18] и других обучение без учёта психофизиологических особенностей когнитивной сферы детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка. Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует ученых и учителей. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, Н.М. Хомутова [12] и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации. Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности воспитанника и состоянию, в котором он в данное время находится Одним из путей решения проблемы является изучение проявления темперамента в процессах общения на ранних этапах становления личности. Поскольку именно в старшем дошкольном возрасте складываются первые межличностные отношения со сверстниками и на их основе формируются черты характера, коммуникативные стратегии и важнейшие личностные структуры (образ себя, самооценка, уровень притязаний и т.д.), очевидна необходимость изучения взаимосвязи между свойствами темперамента и характером межличностных отношений в данном возрастном периоде. Таким образом, возникает противоречие между глубокой и продуктивной традицией исследований этого психологического явления в отечественной и зарубежной психологии и недостаточностью изучения детского темперамента и его проявлений в поведении и деятельности в онтогенезе. Объект исследования: процесс развития темпераментальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста. Обнаженное противоречие позволило сформулировать проблему определение возможностей темпераментов на развитие дошкольника и применение адекватных психолого-педагогических приемов развития. Решение этой проблемы составило цель исследования. Изучить типы темперамента и их влияние на развитие ребенка старшего дошкольного возраста. Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи: Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте; Проанализировать возрастные особенности темперамента детей старшего дошкольного возраста;. Выявить влияние темперамента на учебную деятельность детей старшего дошкольного возраста; Сформулировать методические рекомендации по учету темпераментальных особенностей младших школьников в процессе учебной деятельности. Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, являясь наиболее сформированным и ярким компонентом детской индивидуальности, темперамент обнаруживает себя в характере межличностных отношений ребенка со сверстниками. Затруднения и ограничения в установлении благоприятных межличностных отношений на ранних этапах становления личности могут иметь устойчивый характер, находясь в зависимости от индивидуальных различий личности по свойствам темперамента.

На различных этапах исследования для решения отдельных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимопроверяющих и дополняющих методов сбора фактического материала, и его обработки. Теоретические методы: теоретический анализ. Основные методы осуществлялись с:

Методика Айзенка «Определение типа темперамента».

Методика «Перенос кубиков» Автор: Ю. А. Самарин.

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена выбором адекватной цели исследования, теоретико-методологической проработанностью проблемы, применением надежных методов, адекватных предмету исследования, организацией исследования в соответствии с теорией и методологией эксперимента, проведением качественного анализа результатов, а также использованием соответствующих статистических методов обработки полученных данных. Организация, база и этапы исследования. В качестве базы для проведения исследования были выбраны дошкольные образовательное учреждение Белгородской области города Губкина МАДОУ Центр развития ребенка №28 – Журавлик. В исследовании принимали участие 50 воспитанников старшего дошкольного возраста, 25 человек из группы Улыбка и 25 человек из группы Солнышко. Исследование влияние темперамента на развитие ребенка старшего дошкольного возраста проводилось в несколько этапов. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования. Первый этап исследования поисковый: выбрана тема и методики, поставлена цель, определены задачи. Второй этап на этом этапе проводилось организация и проведение исследования. Ведущими методами явились: наблюдения, диагностические методы (беседы, тестирование, анализ результатов познавательной деятельности). Третий этап исследования обобщающий. Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследования, методы математической статистики. Апробация и внедрение результатов исследования. Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей детских дошкольных учреждений, как методическое пособие.

Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам - общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Темперамент изучают с точки зрения его физиологической основы, а также исходя из особенностей его проявления в виде различных психологических качеств и характеристик. При этом первые исследования темперамента были связаны именно с первым направлением - на протяжении длительной истории своего изучения темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей» [13; 65]. В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента. До конца XIX в., считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы. Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах проявляется в учениях многих философов и врачей XVIII и XIX вв. Мысль о существовании такой связи была высказана И.П. Павловым, который предполагал, что крайним человеческим типам «мыслителям» и «художникам» - должны соответствовать и противоположные типы темпераментов меланхолики и холерики. Он установил и экспериментально доказал, что физиологической основой темперамента является сочетание свойств нервных процессов. Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы В.Д. Небылицина [17], М.В. Бодунова [6], В.М. Русалова [25], И.М. Палей 6[], Л.Б. Ермолаевой-Томиной [18] и многих других. Основной отличительный признак темперамента в том, что его проявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамику всей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамики психической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическими свойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общая психологическая активность; эмоциональность. От темперамента зависит: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритм деятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темперамент накладывает отпечаток и на другие особенности психики. Таким образом, характеристики темперамента не столько привносят в деятельность различные оттенки, сколько задают границы, оберегают организм от чрезвычайно большого или, наоборот, чрезвычайно малого расходования энергии. Выживаемость человеческого организма в первом случае будет под угрозой из-за огромной истощаемости, а во втором — из-за слабого, пассивного усвоения субъектом предметного мира. Именно в этом и состоит приспособительная, адаптивная роль темперамента в рамках данного подхода. В процессе выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента: сангвинник, холерик, флегматик, меланхолик. Существуют различные концепции и теории темперамента. При всем многообразии подходов к проблеме, ученые и практики признают, что темперамент - биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента. Ведущей в старшем дошкольном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Весьма продуктивные исследования проблемы темперамента проводились в школе В.С. Мерлина, который первым в отечественной психологии исследовал темперамент с позиций системного подхода [16; 76]. Им была выдвинута концепция интегральной индивидуальности, где он выделял уровень индивидуальных свойств организма, уровень индивидуальных психических свойств и уровень социально-психологических индивидуальных свойств. В настоящее время имеется богатый арсенал методических приемов по изучению темперамента детей младшего школьного возраста (А.Ф. Ануфриева, О.М. Дьяченко, М.Н. Ильина, Р.С. Немов, Л.Г. Парамонова, Е.И. Рогов, Л.Ф. Тихомирова, К.А. Торшина и др.) [1]. Тест или проверка темперамента является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования. Методики психологического исследования темперамента делятся на: экспериментальные, опросные и креативные (интуитивные). Первые дают наиболее быстрый и четкий результат.Вторые позволяют серию коррелирующихся между собой данных, но чуть более сложны в обработке. Третий тип вынесен в особый класс, является наиболее информативным, но представляет значительные трудности в обработке результата и его трактовки, более того результаты, полученные с помощью этой группы методик, не всегда явно связаны с аналогичными результатами другой группы. К основным психологическим методам исследования темперамента можно отнести: лабораторный; комплексный, естественный и метод наблюдения. Индивидуальность ребенка – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.

Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.

В данной работе, которая посвящена проблеме влияние темперамента на развитие ребенка старшего дошкольного возраста, мы попытались осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода, системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного процесса. Личность представляет собой сложное интегральное образование, включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные характеристики деятельности, но и на результат.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. - 175 с.

  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. - 89 с.

  3. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии// Психологический журнал №1. – 1981. – С. 11-15.

  4. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М., 1966. - 108 с.

  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. – 278 с.

  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 309 с.

  7. Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка – Иркутск,1999. – 290 с.

  8. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 1980. – С.18-21.

  9. Ересь Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников. Минск, 1960.-123 с.

  10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Евгений Павлович Ильин. – СПб: Питер, 2000. – 253 с.

  11. Кречмер Э. Теория темпераментов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 200 с.

  12. Крутецкий В.А. Психология. М.,1986. – 245 с.

  13. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984. - С. 15.

  14. Марцинковская Г.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. – М.: Линка – Пресс, 1997. – 176 с.

  15. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964. – 254 с.

  16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г. Хрипновой; отв. ред. В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.

  17. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 290 с.

  18. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995. – 325 с.

  19. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988. – 167 с.

  20. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 148 с.

  21. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996. – 176 с.

  22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946 – 590 с.

  23. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. – 205 с.

  24. Русалов В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985 том 1. – 309 с.

  25. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод, пособие. М., 1990. – 200 с.

  26. Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984. – 198 с.

  27. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления // Школьный психолог-2000-№38 - С.2-16

  28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982. – 255 с.

  29. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основ свойств высшей нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. // Вопросы психологии. 1963. – С. 5 – 7.

  30. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.

  31. Гуркина Ж.С., Бучнева И.И. Развитие мелкой моторики рук дошкольника // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 35-37.

  32. Попова С.С., Особенности эмоциональной сферы и методы диагностики эмоционального развития у старших дошкольников // Молодой ученый. 2011. № 1. С. 221-224.

  33. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника: разбираем ФГОС ДО вместе/ Т.П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015.- С.12-22.

  34. Ларго Р. Детские годы: индивидуальность ребенка как вызов педагогам/ Р. Ларго – Москва: Национальное образование, 2015. – 184с.: ил. – (Вдохновение). – (Антология дошкольного образования). – (ФГОС ДО).

Просмотров работы: 1309