ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Попытаемся в данной статье рассмотреть некоторые понятия, определяющие новационность системы дошкольного образования: "инновационные технологии, "педагогическая инновация", "педагогическая система", "инновационный процесс" [8, с.42].

Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии сочетают в себе прогрессивные, креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Педагогическая инновация это изменения, направленные на улучшение развития, воспитания и обучения, а так же совершенствование целей и содержания, форм и методов педагогической деятельности, способствующее развитию сознания и самосознания педагога, формирующее его потребность в дальнейшем самообразовании, приобретающую характер научного поиска. Благодаря этому при инновационном подходе к организации педагогической деятельности все усилия направлены на поиск и выбор оптимальных педагогических решений [12, с.110].

Педагогическая система представляет совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, ненаправленного педагогического влияния на формирование личности.

Педагогическая технология занимается конструированием оптимальных обучающих и воспитательных систем, проектированием образовательных процессов. Как правило, педагогическая технология представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т.е. как определенная система действий.

Инновационные педагогические технологии и системы обучения и воспитания дошкольников отличаются вариативностью, своеобразием и спецификой проявления на практике, ибо они отражают уровень педагогического мастерства и творчества.

К вопросам педагогической инновации обращались философы образования Б.С. Гершунский, И.Г. Дубов, В.И. Журавлев, В.И. Загвязинский, А.И. Пригожий и др.

Научно-психологические основы инновационного образования применительно к дошкольной ступени исследованы в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. В области педагогической теории широко известны работы А. П. Усовой.

В период социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, изменения происходят и в системе образования. Характерной особенностью в наше время является активизация инновационных процессов в образовании.

Педагогическая инновация представляет целенаправленное изменение, вносящее в образовательное пространство (среду) стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

В.А. Сластенин, рассматривает инновацию как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Данный процесс характеризует поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [12, с.115].

И. Урмина определяет инновационный процесс как «комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств» [13, с.127].

В.П. Беспальк отмечает, что понятие об инновационной педагогической деятельности понимается как изменение, обновление, улучшение в различных сферах учебного процесса:

- содержании образования, т.е. в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;

- технологиях и средствах обучения, в учебном оборудовании, наглядных пособиях;

- организации обучения с помощью мультимедийных технологий учебного процесса;

- комплексном обучении;

- образовательном стандарте и стандартизации программных требований к учебному процессу;

- организации образовательных организаций нового типа;

- оценке результативности обучения с помощью тестов и других инструментов, замеряющих косвенные результаты;

-отношениях в системе «преподаватель-учащиеся» [3, с.74].

Говоря об инновационной педагогической деятельности, необходимо отметить следующие важные параметры:

- инновационной педагогической деятельностью можно считать только реальную работу педагогов, связанных с системой образования (дошкольного, школьного, дополнительного);

- инновационная педагогическая деятельность существовала всегда, поскольку на любом этапе развития общества возникала потребность в обновлении существующей педагогической практики в соответствии с требованиями времени;

- инновационная педагогическая деятельность выявляется только при сравнении с деятельностью традиционной (массовой) – педагогической практикой, характерной для большинства педагогов данного исторического этапа развития образования;

- со временем происходит «старение» инновационной педагогической деятельности, т.е. ее слияние с традиционной (массовой) практикой.

Анализ исторического материала показывает, что инновационная педагогическая деятельность всегда была свойственна педагогической действительности, определяла процессы ее обновления, совершенствования и развития, о чем свидетельствует история становления педагогической мысли.

Еще во времена Древней Греции зародились и дошли до наших дней знаменитые сократические беседы, которые считаются одним из первых инновационных методов в пе Значительно и многопланово развивалась инновационная деятельность в отечественной педагогической практике. В результате этого были разработаны интересные нововведения, многие из которых еще ждут своих исследователей: антропологический принцип в педагогике (К.Д.Ушинский), работа с трудновоспитуемыми подростками (коммуна имени Горького А.С.Макаренко, школа имени Достоевского В.Н.Сорока-Россинского), технология бригадно-лабораторного метода, работа на основе дифференцированного подхода к учащимся (Дальтон-план) и многое другое.

Н.А. Виноградова отмечает, что на современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в дошкольной образовательной организации, в частности:

- совмещение инновационных программ с уже существующими;

- сосуществование представителей различных педагогических концепций;

- раскол педагогического сообщества;

- несоответствие новых типов образовательных учреждений требованиям родителей;

- потребность в новом научно-методическом обеспечении;

- потребность в новых педагогических кадрах;

- приспособление новшеств к конкретным условиям;

- проблема изменения, оптимизации, замены новшеств;

- проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому [6, с.258].

На различных этапах своего развития инновационная педагогическая деятельность, связанная с поиском новых форм, средств и содержания школьного образования, чрезвычайно расширила представления о путях управления интеллектуальным и нравственным развитием школьников.

Появление авторских учебных программ, в которых получили выражение высокая профессиональная культура и духовные устремления их создателей, стало важным симптомом ломки традиций. Рассмотрев сущность, определение и особенности инновационных педагогических систем обучения и развития дошкольника необходимо обратиться к характеристике технологии обучения и развития детей дошкольного возраста, так как в теории и практике дошкольного образования им уделяется большое внимание.

В центре внимания авторов стоит развитие познавательной деятельности тетей, умственных способностей. Все большее место в решении этой задачи снимает технология ТРИЗ — теория решения изобретательских задач (автор Г.С. Альтшуллер). Главная идея теории состоит в том, что технические решения возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам; эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ — творческая педагогика. В детский сад ТРИЗ пришла в 1987 г. Педагогическое значение технологии ТРИЗ — развитие у детей гибкого, нестандартного, диалектического мышления, изобретательской смекалки, творческого воображения. Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы ионных рамок, определяющих содержание обучения в школе [14, с.78].

Программа ТРИЗ для дошкольников - это коллективные игры и занятия с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий - ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Технологии развивающего обучения представлены в основных положениях педагогики Марии Монтессори. Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.

В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.

Особенности инновационных педагогических систем обучения и развития дошкольника включают в себя: нацеленность на решение актуальных проблем (педагогическая инновация содержит новое решение этой проблемы); возможность использования в широкой педагогической практике. Использование педагогических инноваций должно приводить к обновлению педагогического процесса, получению качественно новых (устойчивых) результатов. Эффективность – влияние реализованного потенциала на различные параметры системы, в которых реализуется инновация; адаптируемость (вне зависимости от условий); наличие научной идеи; завершенность (степень реализации инновационного потенциала): в идеале переход от простого воспроизводства к расширенному.

Таким образом, современная система дошкольного образования характеризуется активной инновационной работой. Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышение квалификации педагогов-воспитателей; применение педагогического опыта и его систематизация; использование компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья дошкольников; повышение качества обучения и воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети.- М.: Просвещение, 2010.- 190 с.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2014.- 481 с.

  3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии /В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 2011. - 219 с.

  4. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.:Академия, 2012. -77 с.

  5. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров.- М. :Юрайт, 2012. — 510 с.

  6. Дьяченко О.М. Психологические особенности развития дошкольников. -М.: Эксмо, 2013. – 176 с.

  7. Закон «Об образовании в Российской Федерации» // Сборник нормативно-правовых документов в образовании. – 2014. - №1. – С. 4-52.

  8. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития//Дошкольное воспитание.-2015.- №7.- С.41-44.

  9. Лавицкая Г.И. Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками.- Интернет-ресурс, режим доступа: www.teacherjournal.ru

  10. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.– М.: Просвещение, 2012.- 452 с.

  11. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: ПИТЕР, 2013. - 705 с.

  12. Сластенин В.А. Педагогика: инноваци­онная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2014. -224 с.

  13. Урмина И. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение. – М.: Академия, 2014. – 306 с.

  14. Тихонова Т.Н. Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ. Интернет-ресурс, режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/19/opyt-raboty-po-teme-formirovanie-nestandartnogo-myshleniya-razvitie

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Вестник образования. - 2015. - № 5. - С. 3 - 44.

Просмотров работы: 2428