Теория человеческого капитала в качестве самостоятельного раздела экономического анализа сформировалась в середине 20 века. «Заслуга ее выдвижения принадлежит известному американскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Т.Шульцу, а базовая теоретическая модель была разработана в книге Г.Беккера (также лауреата Нобелевской премии) «Человеческий капитал» (первое издание 1964 г.).
Цель работы – анализ конкурентоспособности на основе человеческого капитала. Объект исследования – человеческий капитал. Предмет исследования – методы оценки конкурентоспособности стран и регионов. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие человеческого капитала;
представить методы оценки и рейтинги конкурентоспособности стран и регионов России.
Человеческий капитал – это капитал в форме интеллектуальных способностей и практических навыков, полученных в процессе образования и практической деятельности человека, способность людей к участию в процессе производства. В человеческий капитал возможны инвестиции путём образования, здравоохранения, повышения культурного уровня. При этом существует экономический механизм, стимулирующий инвестиции в человеческий капитал: использование запаса знаний и умений повышает производительность труда, увеличивая размер заработной платы и материально заинтересовывая работника к дальнейшему увеличению запаса знаний и умений через обучение и повышение квалификации [1].
В экономической литературе существует несколько подходов к самой классификации видов человеческого капитала. Виды человеческого капитала можно классифицировать по элементам затрат, инвестиций в человеческий капитал. Например, выделяют следующие его составляющие: капитал здоровья, трудовой капитал, капитал образования и капитал культуры.
Выделяют следующие особенности человеческого капитала, которые как в отдельности, так и в совокупности можно исследовать при оценке конкурентоспособности на основе человеческого капитала:
приоритетность развития интеллектуального капитала как основного фактора экономического роста;
накапливаемость интеллектуального капитала в виде знаний, навыков, опыта;
высокая затратность формирования и использования интеллектуального капитала;
сочетание высоких рисков и высоких прибылей от использования интеллектуального капитала;
особенности инвестирования в интеллектуальный капитал обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями;
высокая эффективность инвестирования в интеллектуальный капитал;
интеллектуальный капитал является внеоборотным активом;
использование интеллектуального капитала контролируется индивидом независимо от источника инвестиций в его развитие.
Человеческий фактор превращается в производительную силу общественного развития потому что, именно человеческий фактор способствует оптимальному использованию и совершенствованию всех других факторов производства, так как без него другие компоненты хозяйственной системы выполнять свои функции не в состоянии. Вместе с этим происходят существенные изменения и в самом человеческом факторе. Общество становится все более заинтересованным, и зависимым от уровня развития человеческого потенциала, без этого потенциала немыслимо дальнейшая эффективная работа передовых отраслей. А именно интеллектуальные способности человека, его возможность создавать новые знания, образованность, инициатива и творчество в высокой степени могут быть востребованы обществом.
Отметим, конкурентоспособность национальной экономики, очень тесно связана, с состоянием человеческого капитала, который в свою очередь определяется именно образовательным уровнем рабочей силы. Конечно, знания быстро устаревают, более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, и осваивать абсолютно новые технологии - и это обстоятельство остается решающим. И не удивительно, то, что в Штатах ведущие высшие школы намерены отходить от обычной для американских вузов узкой специализации и больше сосредоточиваться на подготовке кадров широкого профиля, обучая будущих специалистов основными научными принципами замещая информативные знания и конкретные навыки.
Также следует отметить, что оценка человеческого капитала затруднена, так как данная категория имеет целостный, интегративный характер. В нем имеется антропологическая составляющая, которая отражает единство в человеке биологического и социального, индивидуального и общественного.
Представим некоторые существующие методы оценки конкурентоспособности регионов, а также в определении взаимосвязи между образовательными инновациями, развитием человеческого капитала и повышением конкурентоспособности регионов.
Существует множество подходов к оценке конкурентоспособности региона, в основе которых лежат определенные индикаторы, позволяющие измерить конкурентоспособность региона и изменения, влияющие на положение региона относительно других регионов. Европейский эксперт Д. Сепик говорит о том, что конкурентоспособность на уровне региона определить намного сложнее, чем на уровне предприятия, так как конкурентоспособность на уровне региона обычно рассматривается в рамках макроконцепции, а не как специфически региональный вопрос. Во-вторых, потому, что отсутствует широкий консенсус относительно конкурентоспособности на макроуровне. В-третьих, само определение конкурентоспособности эволюционирует во времени. В европейских странах экономика считается конкурентоспособной, если население имеет достаточно высокий и растущий уровень жизни и высокий уровень занятости на устойчивой основе [2].
Существует новый рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX подготовленный Институтом региональной политики. Для определения конкурентоспособности регионов и для ранжирования регионов, рейтингом оцениваются 130 экономических, социальных, финансовых, территориальных факторов. Часть из них берется из официальных источников, а часть – из экспертных и социологических опросов. Рейтингом IRPEX оцениваются следующие три показателя: собственно уровень конкурентоспособности, динамику и стабильность развития региона, а также тип его конкурентных преимуществ (финансовые, экономические, социальные, территориальные). После тщательного анализа всех показателей конкурентоспособности регионы распределяются по следующим группам: лидирующие, относительно благополучные, средняя группа, отстающие и проблемные [3]. В результате исследования абсолютными лидерами рейтинга стали Краснодарский край и Самарская область. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ханты-Мансийский и другие регионы, обеспечивающие более 45% суммарного ВРП, получили высшие показатели по рейтингу конкурентоспособности.
Рассмотрим метод оценки конкурентоспособности стран и регионов – модель Всемирного экономического форума (ВЭФ). Данная модель используется в первую очередь для проведения глубокого и масштабного анализа конкурентоспособности экономики различных стран или регионов, на основании анализа более 50-ти факторов и показателей. Данные факторы при анализе делятся на две группы или два субиндекса: оценка конкурентоспособности предприятий, оценивает способность компаний к конкуренции на внутреннем и международном рынках, и оценка бизнес-климата страны или региона, оценивает бизнес-климат страны или региона и условия для развития кластеров [7].
Таким образом, как можно увидеть из представленных субиндексов, в модели Всемирного экономического форума при анализе конкурентоспособности регионов также оцениваются в первую очередь социальные факторы, главным образом, уровень образования и качество человеческих ресурсов, как основу для развития бизнеса и предпринимательства.
Следующий рейтинг - рейтинг развития регионов (РРР) представляет собой список, где регионы упорядочены по уровню развития: наименее развитый регион занимает последнее место, наиболее развитый - первое. Любые региональные события влияют на изменение положения регионов в рейтинге. Для каждого региона в РРР определяются стартовые позиции, в основе которых лежат 15 статистических показателей. Эти показатели и могут наиболее полно характеризовать уровень развития региона. Данные показатели относятся к трем аспектам развития: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура.
По данной методике рассчитываются частные рейтинги развития регионов по отдельным сферам: социальная сфера, экономика, социальная и экономическая инфраструктура. Они позволяют проследить разные тенденции в развитии российских регионов, оценить неравномерность их развития и в целом определяют развитие региона. В рейтинге развития социальной сферы первое место занимает Краснодарский край. В рейтинге развития экономики первое место занимает г. Москва. В рейтинге социальная и экономическая инфраструктура первое место занимает Республика Татарстан [4].
Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг» также разработало новый российский рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. В рейтинге разбираются и сравниваются ключевые показатели регионального развития, характеризующие экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов, данные которых есть на официальных Интернет-ресурсах Росстата и Минфина. Для построения рейтинга используются 16 статистических количественных показателей. Отметим, что в рейтинге не используются экспертные оценки [7].
Анализ данного рейтинга позволяет сказать, что главной его особенностью является то, что регионы оцениваются как по количеству природных ресурсов, заложенных на их территориях, так и по темпам роста промышленного производства. Рейтинг доказывает, что улучшения своих позиций могут добиться не только регионы с развитыми нефтехимическими, газовыми и другими сырьевыми кластерами, но и регионы, не обладающие минерально-сырьевыми богатствами. Примером тому являются Воронежская область. Она побила все рекорды по темпам роста промышленного производства, которое выросло на 30% по сравнению с 2011 годом [6].
Всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 гг. Рейтинги конкурентоспособности основаны на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний - обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнёрских организаций - ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчёте. Россия занимает 45 место в Глобальном индексе конкурентоспособности в 2015-2016 гг.
Таким образом, мы рассмотрели следующие российские и зарубежные методы оценки конкурентоспособности регионов, каждый из которых имеет свои особенности:
рейтинг конкурентоспособности регионов России IRPEX,
модель оценки Всемирного экономического форума,
метод Евразийского института конкурентоспособности,
рейтинг развития регионов (РРР),
«РИА Рейтинг», рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ–2013,
всемирный экономический форум: Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2015–2016 гг.
Список литературы
Сорокина Г.П., Захаров А.В., Боронников Д.А. Нематериальные составляющие конкурентоспособности. Монография. – М.: МГТУ «МАМИ», 2011. – 322 с.
Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход // Регион: экономика и социология. – 2005. – № 2. – С. 197–205.