Международный опыт показывает, что молодежная политика, равно как и служащее ей молодежное законодательство, нуждается в комплексном подходе, учитывающем различные аспекты экономической безопасности. Особое значение проблемы экономической безопасности в РФ получают и в связи с «цветными революциями», основной движущей силой которой становится именно молодежь. Молодежная политика должна иметь свое специфическое преломление к каждому региону, с учетом финансовых, кадровых и других возможностей государства. Вместе с тем изучение лучшей практики регулирования молодежной сферы, координация деятельности по решению общих проблем являются важнейшими направлениями молодежной политики в условиях глобализации экономики.
Рис.1. Молодежь в контексте проблем экономической безопасности
Это определяет необходимость создания на всех уровнях власти и управления условий для самореализации молодежи и стимулов для включения молодых в общественные процессы для того чтобы расширить социальную базу преобразований. При этом особое значение имеет решение социально-экономических проблем социальной дифференциации, занятости и безработицы среди молодежи [1].
Привлечение молодых людей к предпринимательской деятельности — это не только увеличение доли малого бизнеса, но ещё и решение проблемы занятости молодёжи.
Основные проблемы, мешающие открытию собственного бизнеса молодежью: 53% - отсутствие финансов,16% - недостаток опыта,11% -недостаточное образование. С этими же проблемами сталкиваются и взрослое поколение [2].
Исследования российского предпринимательства показывают, что молодежное предпринимательство имеет ряд характерных проблем:
ежегодный отток активной молодежи из России (всего за 2015 год в трудовых целях за рубеж уехало 57 тысяч россиян в возрасте от 18 до 26 лет);
отсутствие федеральной законодательной базы, регулирующей молодежное предпринимательство;
слабо развита система государственной поддержки молодежного предпринимательства, включая финансовые элементы;
неэффективная работа инфраструктуры поддержки и развития молодежного предпринимательства;
слабая информационная поддержка молодежного предпринимательства;
сильное налоговое бремя;
наличие коррупционных барьеров и «теневой» экономики (теневая экономика в РФ, согласно исследованиям Всемирного банка в 2015 году, составляет 43% от ВВП, в Китае всего лишь 13% ВВП, в Швейцарии еще меньше - 8%, а в Израиле - 6,6%.В рейтинге по экономической свободе за 2016 год РФ - на 153 месте и опустилась на 10 позиций за год. В рейтинге по коррупции Transparency International за 2016 год - на 119 месте. в рейтинге «ведение бизнеса» Doing Business Россия занимает 40 место среди 190 стран) [3];
недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности;
отсутствие знаний основ предпринимательства.
В настоящее время в России уже исторически сложилась довольно непростая ситуация по созданию и поддержке молодежного бизнеса:
сложная система российского налогообложения;
проблемные механизмы поиска средств на организацию и развитие малого и среднего бизнеса;
несоразмерный уровень планирования для создания и работы компании и самих современных навыков управления;
плохо развитые рынки деловых услуг;
большое распространение и «убивающее» влияние коррупции и организованной преступности на малый и средний бизнес.
Такие препятствия довольно часто взаимозависимы и могут усиливать друг друга, вследствие чего, нуждаются в принятии срочных мер в экономическом укладе России [4].
В настоящее время одной из серьезных преград для оказания эффективной помощи молодежному бизнесу является недостаток объектов инфраструктуры, которые обеспечивают деятельность таких предприятий. В отличие от малых субъектов предпринимательской деятельности, крупные предприятия зачастую стараются формировать собственные объекты инфраструктуры, такие как: центры по обучению и подбору персонала, маркетинговые службы, юридическую поддержку, инженерные сети, открывают свои представительства и создают социальные объекты для улучшения качества работы своих сотрудников. Для того, чтобы повысить конкурентоспособность своей продукции или услуг малый бизнес должен также иметь возможность получения комплексной поддержки на этапах становления и раннего развития [5].
Однако в России существует также проблемы, которые создают препятствия для успешного и быстрого развития системы поддержки молодежного бизнеса.
С одной стороны, государство вынуждено конкурировать с другими институтами, поскольку молодежь является ресурсом. С другой стороны, государство должно и не имеет полноценных возможностей обеспечить полное удовлетворение потребностей молодежи. Причинами этой невозможности являются два фактора: во-первых, ресурсы государства ограничены, во-вторых, существуют специфические потребности, которые не могут быть удовлетворены государством и могут быть удовлетворены другими институтами.
Таким образом, государству становится необходимым привлечение других институтов к решению проблем молодежи. Данное взаимодействие сегодня осуществляется лишь благодаря наличию властных полномочий государства [6]. Это ограничивает возможности ведения межинституционального диалога. Конкурентное взаимодействие государства с другими институтами при этом сводится к минимуму. Как следствие, качество государственных услуг сильно проигрывает качеству услуг, предоставляемых другими институтами. Достижение такого результата должно стать основной целью государства, причем применение данного подхода не должно ограничиваться только молодежной политикой [1].
Значительная часть молодежи проявляет высокую активность в предпринимательской деятельности, но по причине отсутствия реального механизма поддержки молодежного предпринимательства большинство начинаний либо закрывается в течение первых нескольких месяцев работы, либо уходит в сторону нелегального, а нередко и криминального бизнеса. Молодые предприниматели остро нуждаются в экспресс-обучении основам предпринимательской деятельности, консультационном обслуживании, помещениях, оснащенных современными средствами связи и оргтехникой, бухгалтерских и многих других услугах на льготных условиях. Общество нуждается в развитии молодежного предпринимательства, поощрении и распространении его цивилизованных форм.
Молодежные малые предприятия могут способствовать созданию дополнительных рабочих мест при значительно меньших затратах, чем на крупных предприятиях, что способно частично решить проблему безработицы [6]. Несмотря на то что, что осуществляются программы «Поддержки предпринимательской деятельности молодежи», в большинстве случаев она так и остается только на бумаге.
Таким образом, на сегодняшний день молодёжный бизнес является одним из приоритетных и одновременно неразвитых направлений малого бизнеса в России.
Библиографический список
Черная И.П. Основы экономики молодежной сферы: учебное пособие// Владивосток: Изд-во ВГУЭС. – 2008. – с. 29 – 32.
Организационно-экономические аспекты развития предпринимательства в молодежной среде: монография // Е.Н. Белкина, Е.В. Мезенцева. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009. – 183 с.
Неформальная и теневая экономика регионов и РФ в 2015 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nikitenkova.viperson.ru/articles/neformalnaya-i-tenevaya-ekonomika-regionov-i-rf-v-2015-godu
Ширяев Д. В., Жихарева Е. Д. Проблемы молодежного предпринимательства и способы их решения в вузах // Молодой ученый. – 2014. – №4. – С. 643-645.
Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10-2 (194). – с. 11-16.
Мезенцева Е.В. О стратегических подходах развития молодежной бизнес-среды на мезоуровне//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № S28. С. 46-50.