ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА НЕДВИЖИМОСТИ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Бондарева Э.А. 1
1Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт им. А.К. Кортунова ФГБОУ ВО Донской ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно содержанию Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, на смену государственному кадастру недвижимости (ГКН) пришел Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений [1].

Технология ведения ГКН представляла собой последовательность определенных действий в процессе государственного кадастрового учёта (ГКУ) объектов недвижимости в соответствии с выбранной схемой взаимодействия между подразделениями органов кадастрового учёта [4].

Ведение ЕГРН осуществляется на русском языке на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, достоверности и доступности его сведений (ст.7 №218-ФЗ).

Единый государственный реестр недвижимости состоит из:

1) реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

2) реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

3) реестра границ;

4) реестровых дел;

5) кадастровых карт;

6) книг учета документов.

Кадастровой деятельностью признается выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления ГКУ недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности уполномочен кадастровый инженер. Согласно п.1 ст.29 Федерального закона от 21.07.2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (с изменениями и дополнениями вступил в силу с 01.01.2017 года) кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и настоящего Федерального закона договора подряда на выполнение кадастровых работ, если иное не установлено федеральным законом.

Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования [2].

В границах муниципального образования состав, содержание, виды и объем выполнения кадастровых работ зависят от его уровня.

Участниками кадастровых отношений выполняются действия, именуемые кадастровыми процедурами, они связаны с государственным учётом объектов недвижимого имущества [3, 6].

Касаясь порядка осуществления с 1 января 2017 года государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, а также предоставления сведений Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости на основании заявлений (запросов) и необходимых для этого документов было сообщено, что после вступления в действие №218-ФЗ была введена единая учетно-регистрационная процедура.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

1) созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

2) образованием объекта недвижимости;

3) прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;

4) образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации [1].

Также предусмотрены случаи, когда государственная регистрация прав осуществляется без одновременного государственного кадастрового учета, и наоборот.

Согласно требованиям ст. 19 №218-ФЗ органы государственной власти, местного самоуправления и иные уполномоченные лица обязаны представлять заявление и прилагаемые к нему документы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. В противном случае (п.4 ст. 19) за непредставление указанных в настоящей статье документов, соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления и иные уполномоченные лица, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

На уровне муниципалитета в ходе осуществления управления объектами недвижимого имущества органы реализуют связанные с этим задачи с помощью проведения конкретных действий напрямую или косвенно. При этом прямое управление связано с изменением пространственных характеристик земельных участков, улучшением благоустройства поселения, изменением состояния земель и имеет, как правило, дискретный характер, а косвенное осуществляется непрерывно и устанавливает обременения (ограничения) в использовании земли путём создания нормативно - правовой базы.

Межведомственное взаимодействие организаций на различных уровнях муниципальных образований при ведении Единого государственного реестра недвижимости (ранее государственного кадастра недвижимости) в настоящее время является одной из самых насущных и в то же время самых сложных задач. Связано это с несколькими причинами.

Во-первых, резко увеличился поток информации, как внешней, так и внутренней. Во-вторых, в связи с потребностью улучшения эффективности кадастровых мероприятий, растёт необходимость в качественной обработке информации. В-третьих, внедрение и развертывание системы кадастра недвижимости требует унификации данных и упрощения их представления [5].

Статья 34 №218-ФЗ в полной мере раскрывает перечень правил, необходимых для внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В целях ведения Единого государственного реестра недвижимости создается федеральная государственная информационная система ведения Единого государственного реестра недвижимости, функционирование которой обеспечивается, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Информация, полученная в результате межведомственного взаимодействия органов в муниципальных образованиях, а также на местах осуществления деятельности этими органами, является одним из государственных информационных ресурсов и играет важную роль в регулировании земельных отношений, земельном налогообложении, управлении земельными ресурсами и построении (пополнении) будущей федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН.

На территориях муниципальных образований, относящихся к различным уровням (например, городское или сельское поселение) важно иметь каналы обмена между взаимодействующими органами. Этому послужит разработка и внедрение технологии ведения кадастровых данных, и, как следствие, формирование муниципальных информационных систем, суть их состоит в информационном обеспечении властных структур при решении вопросов управления территориями, предоставлении необходимой информации заинтересованным лицам и обосновании происходящих на территории различных процессов и явлений.

Плачевным является то, что во многих муниципальных образованиях такая информационная система отсутствует и это является актуальной проблемой. Для её решения, в первую очередь, необходимо формирование самостоятельного органа, уполномоченного на решение вопросов в области кадастровой деятельности, а также предоставление финансовых ресурсов из средств местного бюджета. Но всё же, формирование такого органа пока находится в долгосрочной перспективе, приоритет остаётся за системой межведомственного электронного взаимодействия, работа которой в настоящее время формируется на территориях муниципалитетов [7].

Современные автоматизированные информационные системы «оправдали» себя, так как позволили многократно использовать кадастровую информацию, устранить дублирование работ, создать базы и банки данных. Внедрение таких систем создало возможности координации деятельности ведомственных организаций и служб, упорядочения системы учета и регистрации, анализа и оценки природного, хозяйственного, экономического и правового состояния объектов городской среды, повышения оперативности получения и обеспечения потребителей достоверной кадастровой информацией и доступа к ней широкого круга пользователей.

При этом работа специалистов в муниципальных образованиях была упрощена, сокращены временные и материальные расходы, что послужило повышением уровня удовлетворения потребностей в кадастровой информации и услугах и, как результат, улучшением качества обслуживания граждан.

Развитие информационных систем не стоит на месте. Теоретическая база, заложенная в настоящее время в области кадастровой деятельности на государственном и муниципальном уровнях, пополняется сведениями и постоянно обновляется. Поэтому необходимо своевременное наблюдение этих изменений и применение их при выполнении работ и предоставлении услуг.

Список литературы

1. Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 года): [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.consultant.ru/base/. - Загл. с экрана.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 года): [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://base.consultant.ru/base/. - Загл. с экрана.

3. Ткачева, О.А. Кадастр земель муниципальных образований: курс лекций / Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВПО «Новочеркасская государственная мелиоративная академия». Новочеркасск, 2013. (2-е издание, переработанное). 58 с.

4. Варламов, А.А. Кадастровая деятельность: учебник для вузов/ А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Е.И. Аврунев. – М.: Форум, 2015. - 255 с.

5. Бондарева, Э.А. Межведомственное электронное взаимодействие между органами местного самоуправления и органами кадастрового учета // Рациональное использование природных ресурсов: специфика и экономические условия формирования: материалы научно-практической конференции. Е.Г. Мещанинова (ответ. ред.). 2015. - 54-60 с.

6. Бондарева, Э.А. Кадастровые работы на уровне муниципального образования// Научная интеграция: сборник трудов. 2016. - 448-452 с.

7. Бондарева, Э.А. Особенности ведения кадастра недвижимости в муниципальном образовании // Современные вопросы землеустройства, кадастра и мониторинга земель, Тюмень: ТИУ, 2016. – 4-8 с.

Просмотров работы: 992