Внешнеэкономическая деятельность предприятия (далее ВЭД) – один из аспектов внешнеэкономических связей, под которым понимают сферу организационной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, направленной на взаимодействие с иностранными партнерами1.
Внешнеэкономическая деятельность, в отличие от внешнеэкономических связей, осуществляется на уровне предприятий с полной самостоятельностью в выборе партнера, внешнего рынка, номенклатуры товара, сроков и объемов поставки.
Для внешнеэкономической деятельности существует отдельная нормативная правовая база, она отличается экономической и юридической независимостью.
Внешнеэкономическая деятельность на протяжении всей истории, за исключением разве что догосударственного периода, носила важное значение для развития экономики государства и межгосударственных связей. Главным образом это выражалось в развитии торговли. С усложнением общественной жизни, научно-техническим прогрессом внешнеэкономическая деятельность стала включать в себя и другие ее виды.
В соответствии с законодательством РФ к видам ВЭД относят:
внешнеторговую деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности;
международное инвестиционное сотрудничество– взаимодействие с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Цель сотрудничества – расширение выпуска экспортируемой продукции, повышение ее конкурентоспособности, облегчение процессов реализации на внешнем рынке;
международную производственную кооперацию– сотрудничество в конкурентно связанных между собой процессах технологического разделения труда;
валютно-финансовые и кредитные операции в качестве вида ВЭД рассматриваются, с одной стороны, как сопровождающие внешнеэкономическую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа; с другой стороны – в качестве самостоятельных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь;
международное научно-техническое сотрудничество– проявляется в виде технического обмена, выполнения научных исследований на заказных началах2.
От типа государства, его политического режима во многом зависело и регулирование внешнеэкономической деятельности. Чем жестче и безграничней была власть главы государства, тем меньше была свобода предпринимателей в осуществлении своей деятельности за территорией государства.
Что касается России, то внешнеэкономическая деятельность всегда являлась одним из источников как проблем политического и экономического характера, так и путей их решения.
Наиболее показательно противопоставление условий внешнеэкономической деятельности в советский период и современный.
Советский период отличался командно-административной экономикой – это означает, что основным субъектом экономики являлось государство, а государственные предприятия подчинялись органам управления и работали согласно планам, разрабатывавшимся в политики-партийных кругах. Государство являлось единственным собственником и монополистом во внешней торговле и других формах внешнеэкономической деятельности. Причем внешнеэкономические связи и их осуществление считались вынужденными и временными, поскольку власти выступали за обособление народного хозяйства и полное самообеспечение.
Конец 80-х годов XX века ознаменовался перестройкой общественных отношений в сфере политики, экономики и других областей жизни. Смена политического режима, переход к рыночной экономике, как результату экономической реформы, дали возможность предприятиям самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе выйти на внешний рынок в качестве полноценного субъекта, действия которого регулируются нормативными правовыми актами, а не управляются решениями государственных органов и должностных лиц.
На современном этапе во всей экономике Российской Федерации, а в частности и во внешнеэкономической деятельности происходят значительные изменения.
Россия вступила во Всемирную торговую организацию, что во многом оказало положительное влияние на развитие международных связей, но при этом обязало как государственные органы, так и российские организации принять меры по защите внутреннего рынка и отечественного производителя и товаров.
Как до вступления в ВТО, так и после весьма активно ведется работа по наращиванию законодательной базы. Сегодня вносятся изменение и принимаются новые нормативные правовые акты в соответствии с международными требованиями, появляются новые формы ведения бизнеса.
Либерализация экономики, вступление в ВТО и развитие внешнеэкономической деятельности имеет ряд проблем общегосударственного масштаба и уровня предприятия, которые требуют решения. Вследствие данных проблем представители малого бизнеса имеют относительно небольшое количество шансов расширить свою деятельность за счет внешнеэкономических связей. По большей части во внешнеэкономических сделках участвуют представители среднего и крупного бизнеса.
Во-первых, следует сказать о недостаточности информации, которой обладают организации, предприятия, предприниматели, о внешних рынках сбыта, о нормативной базе Российской Федерации, иностранных государств, регулирующей отношения в сфере осуществления сделок внешнего, международного, характера.
Во-вторых, негативное влияние оказывает экономическая нестабильность, которая выражается в периодичности кризисов, зависимости от котировок цен на природные ресурсы, на которые в свою очередь оказывают влияние погодные условия и политические факторы. Впрочем, следует отметить, что в отличие от ряда других государств Российская Федерация относительно мало пострадала от экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, благодаря своевременным и верным решениям Правительства.
В-третьих, присутствуют коллизии и пробелы в нормативных правовых актах Российской Федерации по отношению к иностранному и международному регламентированию.
В-четвертых, до сих пор чувствуются последствия преимущественного развития объектов тяжелой промышленности в советский период, вследствие чего легкая промышленность в 90-е годы пришла в упадок. Из этого вытекает проблема неконкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с иностранными.
В-пятых, политические факторы играют не маловажную роль. С распадом СССР и политическими изменениями в странах, которые были традиционными экономическими партнерами, то есть страны Азии, Африки, СНГ и другие, сузился круг промышленных связей и рынков сбыта. Следует сказать, что на сегодняшний день ведется активная работа по возвращению российских производителей на рынки названных государств, привлекаются новые инвесторы, налаживаются связи с производителями других государств.
Названные проблемы являются лишь самыми глобальными, и их перечень не является исчерпывающим. Законодательные органы, органы исполнительной власти, руководство самих предприятий работают над решением данных проблем, в частности принимают новые нормативные правовые акты, стандарты, содействуют увеличению экономической стабильности в стране, работают над улучшением предоставления информации предпринимателям о возможностях внешнеэкономического характера, разрабатывают требования в продукции как отечественного, так и иностранного производителя, дипломатическими и экономическими путями способствуют расширению рынков сбыта.
В заключение необходимо сказать, что внешнеэкономическая деятельность предприятий является важнейшим показателем развития государства. От того насколько свободно предприниматели, организации участвуют во внешних отношениях, насколько товары, экспортируемые за границу, способны конкурировать с другими, а также от вида и необходимости данных товаров для потребителя во многом зависит место государства на международной арене. Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач.
Литература / использованные источники:
Федеральный закон от 21.07.2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // Российская газета. – 2012. - №5839 (166);
В.С. Орлова. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебное пособие. – Вологда: изд-во: Вологодский государственный университет, 2016;
Д.Н. Байдак, Н.Н. Потейчук, О.А. Сытик. Проектирование системы управления внешнеэкономической деятельности на предприятии // Белорус. нац. техн. ун-т. Минск. – 2013. - №50-Б2003;
И.И. Борисова. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности: учебно – методическое пособие. – Нижний – Новгород. – 2010;
Л.Е.Стровский. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити-Дана, 2015;
Т.Ю. Анопченко, Р.С. Володин, О.С. Дубская, И.В. Мошкин. Организация предпринимательской деятельности предприятия – участника внешнеэкономической деятельности: учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Издательство: Южный федеральный университет – 2015.
1 И.И. Борисова. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности: учебно – методическое пособие. – Нижний – Новгород. – 2010. – с. 4.
2 И.И. Борисова. Правовое обеспечение внешнеэкономической деятельности: учебно – методическое пособие. – Нижний – Новгород. – 2010. – с. 4 – 6.