Как заметил П. А. Лебедев: «Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже элементарная, есть же продолжение воспитания и образования» [3, С.11]. Семья с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. В семье дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки, которые пригодятся им в будущей общественной жизни. Ю.П. Азаров пишет, что процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества [1] .Основа социального "Я" ребёнка закладывается в самом раннем возрасте. Сегодня важнейшим фактором превращения человека в активного учaстникa культурной жизни общества являются внутрисемейные отношения.
Особенностью семейного воспитания является то, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит - различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения, что и позволяет создавать определенные традиции.Семейное воспитание имеет также широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года. Семейный климат - это жизнь родителей, их отношения, дух семьи.
Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких в силу биологической и психологической зависимости ребенка. З. Г. Нигматов писал, что семейное воспитание можно рассматривать как специальную педагогическую деятельность родителей в семье, в которой реализуется функция семьи по социализации ребенка [3]. Отсюда следует, что главной задачей семейного воспитания является подготовка детей к будущей социальной жизни, семья является первичным агентом социализации для ребенка, родители прививают детям жизненно необходимые навыки и умения.
Не секрет, что жизнь сегодня зачастую тяжела и сурова. В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. На этом фоне все чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием. Во многих семьях, к сожалению, исчезает теплота, доброжелательность, сердечность, возрастает дефицит общения родителей с детьми. Недополучивший родительской любви ребенок часто вырастает озлобленным, черствым к переживаниям других людей, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, крайне застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности и лицемерия.
Я считаю, нужно помнить о том, что концепция семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах оставались неизменными. Они включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д. Концепцию семейной педагогики мы встречаем в различных словесных изложениях. Смысл же ее был постоянно один и тот же: создание системы воспитания, обеспечивающей всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья. Только такое семейное воспитание может сделать ребенка счастливым.
По моему глубокому убеждению, родители всегда должны помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка.
Список литературы:
Азаров, Ю.П. Семейная педагогика: педагогика Любви и Свободы/ Ю.П. Азаров. – М.: Аргументы факты, 1993.-608с.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А. Я. Данилюк, А.М. Тишков.- М.: Просвещение, 2009. ― 29с.
Лебедев, П.А. Семейное воспитание: учеб.пособие / П.А. Лебедев. – М.: Академия, 2001. – 408с.