Согласно Закону «Об образовании в РФ», образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [8].
Одним из психолого-педагогических условий успешной реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности» [7]. В связи с этим повышается необходимость формирования у детей, уже начиная с дошкольного возраста, навыки доброжелательного отношения к окружающим и, в частности, к сверстникам, что поможет им успешнее адаптироваться в социальном мире. Доброжелательность выступает в качестве базовой категории нравственности и толерантности человека, мысли и действия которого направлены на добро, справедливость, признание и уважение окружающих.
Проблемы морально-нравственного воспитания рассмотрены Т.В. Авдуловой, В.В. Владимирской, Л.Д. Глазыриной. Роль добрых традиций в системе нравственного воспитания в семье и дошкольных учреждениях анализировались Н.Ж. Альжановой, Н.С. Нажаловой, В.В. Семистреловым и другими авторами, которые сигнализируют о негативных социальных факторах, влияющих на еще не сформировавшееся нравственное сознание детей. Это: социальная несправедливость в доходах населения, увлечение детей компьютерными играми, способствующих замкнутости и отстраненности от общения, пропаганда средствами массовой информации спорных образцов поведения и культуры. В связи с этим повышается роль организации методической работы с детьми по воспитанию у них толерантности и доброжелательности к окружающим.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Важнейшим периодом, когда происходит закрепление норм сотрудничества, товарищества в реальных отношениях, является дошкольный возраст (Л.В. Артемова [3]). Практический опыт взаимоотношений дети получают в первичной социально-психологической общности – в группе детского сада. Л.С. Выготский считал, что отношения ребенка с другими людьми – это важнейшее условие освоения мира [2].
В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает количество просоциальных действий, а также эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. В большинстве случаев старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями сверстника и эмоционально включены в них. В игровой деятельности, даже вопреки правилам игры, они стремятся помочь ему, подсказать правильный ход. 6-летние дети могут объединиться с товарищем в своем противостоянии взрослому. Все это свидетельствует, что просоциальные действия старших дошкольников направлены не на положительную оценку взрослого и не на соблюдение моральных норм, а непосредственно на другого ребенка.
В современном дошкольном образовании, продолжая традиции прошлого, предметом особого внимания в формировании межличностных отношений дошкольников становится воспитание у детей доброжелательных отношений к близким и окружающим людям, в том числе к сверстникам, с которыми они постоянно контактируют в группах детского сада. Немаловажную роль в данном процессе играет деятельность педагогов и грамотного методического сопровождения воспитания таких отношений у детей [1].
Современная организация образовательно-воспитательного процесса ДОО нуждается в разработке новых форм деятельности. Возрастает роль совершенствования методов организации методического пространства в тесном сотрудничестве специалистов с коллегами и родителями. Грамотное методическое сопровождение процесса воспитания доброжелательности дошкольников будет способствовать более качественной подготовке активной, толерантной и нравственно воспитанной личности.
В нашем исследовании при изучении уровня сформированности доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста был осуществлен подбор диагностических методик, который осуществлялся посредством исследования следующих критериев сформированности доброжелательного отношения к сверстникам Т.А. Владимировой [4], Т.А. Марковой. Кроме того, был предложен авторский критерий, таблица 1.
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста
Критерии сформированности доброжелательного отношения к сверстникам |
Показатели |
Эмоциональный критерий (Т.А. Маркова) |
|
Сформированность эмоциональных реакций |
способность к сочувствию, сопереживанию. |
Поведенческий критерий (Т.А. Владимирова) |
|
Взаимодействие со сверстниками в игре |
|
Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками |
|
Проявление нравственных чувств |
сочувствие, радость от общения со сверстниками |
Личностный критерий (внутренняя позиция ребенка) (авторский критерий) |
|
Личная оценка коллектива сверстников и каждого ребенка в группе |
количество положительных характеристик сверстников |
Для изучения представленных критериев был подготовлен комплекс диагностических методик:
Методика диагностики О.Е. Смирновой, В.М. Холмогоровой «Метод вербальных выборов» [6].
Цель методики: исследование удовлетворенности ребенка отношениями со сверстниками, оценка социометрического статуса ребенка в группе, заинтересованность детей в общении, определение лояльности дошкольников к каждому члену группы.
Методика-игра «Подари открытку» (Н.Ф. Губанова [3]).
Цель игры: исследование доброжелательности детей к сверстникам, выявление качеств, которые вызывают у дошкольников наибольшее расположение, диагностика уровня благополучия взаимоотношений в группе. Кроме того, методика позволяла оценить уровень сформированности критерия эмоциональных реакций.
3. Ситуация «Новоселье» (Н.Ф. Губанова[3]).
Цель ситуации: диагностика отношений ребенка к ближайшему окружению (взрослым и детям, особенности положения ребенка в социуме).
4. Графическая методика «Я и мой друг в детском саду» (Я.Л. Коломинский [5]).
Цель: выявления внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.
5. Беседа с воспителями, музыкальным руководителем, логопедом.
Целью беседы являлось выявление особенностей проявления доброжелательности дошкольников к сверстникам.
Сравнительные результаты исследования уровня сформированности доброжелательного отношения у детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод о том, что
65% детей исследуемой группы показали низкий уровень сформированности эмоционального критерия доброжелательности, 25% - средний и 10% - высокий;
70% детей исследуемой группы показали низкий уровень сформированности поведенческого критерия доброжелательности, 20% - средний и 10% - высокий;
65% детей исследуемой группы показали низкий уровень сформированности личностного критерия доброжелательности, 25% - средний и 10% - высокий.
Основными критериями сформированности доброжелательных отношений к сверстникам выступают: способность увидеть положительные качества другого, ответить взаимностью на дружбу, приглашение к игре, взаимообмен игрушками и эмоциями, владение правилами поведения в общении, сочувствие, взаимоподдержка. По результатам беседы с дошкольниками и педагогами было определено, что воспитанию доброжелательного отношения к сверстникам мешает неправильное воспитание в семье, недостаточная методическая работа в детском саду.
Таким образом, исследование подтвердило необходимость разработки путей совершенствования методического сопровождения процесса воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
Используемая литература:
1. Белая, К.Ю. Технология составления годового плана работы ДОУ [Текст] / К.Ю. Белая. – М.: Перспектива, 2012. – 64 с.
2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 369 с.
3. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность и детском саду. Программы и методические рекомендации [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с
4. Зуева, Т. В. Мифологическое сознание в сказке: (полисемантизм образов) [Текст] / Т.В. Зуева // Традиционная культура. – 2007. – № 2. – С. 16-24.
5. Коломинский, Я.Л. Психология общения [Текст] / Я.Л. Коломинский. – М.: Знание, 2009. – 440 с.
6. Смирнова, О.Е. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция [Текст] / О.Е. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://svouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/891433.html, свободный. – Загл. с экрана.
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/, свободный. – Загл. с экрана.