ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДЕТИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ

Валлиулина А.Р. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (ЧГПУ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для каждой семьи рождение ребенка является значимым событием. Оно меняет прежний уклад, устой в семье. Наблюдая за развитием своего малыша, родители умиляются его достижениями. Каждый родитель желает для своего чада самого лучшего. Но на определенном этапе что-то идет не так… Малыш молчит, когда ему исполняется год, а затем два. Но это не всегда тревожит близких его людей. Затем ребенок растет и к трем годам появляется лепет. А когда малыш произносит: «Мама», то все радуются и с облегчением выдыхают. Но на этом тормозится (или останавливается?) процесс развития речи. Родители ждут… И только в старшем дошкольном возрасте, т.е. перед школой, когда ребенку тяжело изъясниться с окружающими, родители начинают задумываться о том, что их ребенку необходима помощь специалиста. И когда передают свое чадо в руки педагога, то тем самым представляют, что за кратчайший срок, как по волшебству, педагог все исправит, при этом, не вовлекая родителей. А коррекционно-воспитательный процесс – это комплекс лечебно-педагогических мероприятий, включающий в себя педагогические, психологические и медицинские средства воздействия при тесном сотрудничестве логопеда, учителя, психолога и врачей разных специальностей.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи ­­­­- это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности (Лопатина Л.В.). К тяжелым нарушениям речи относятся общее недоразвитие речи, алалия (моторная и сенсорная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии и заикания, детская афазия и др.

Как отмечает В. И. Селиверстов, Е.В. Шереметьева семья играет первостепенную роль в формировании у ребенка знаний и представлений об окружающем мире, в формировании учебных и социальных умений, в физическом воспитании, способствует всестороннему развитию ребенка. По мнению Мастюковой Е.М., успех коррекционной работы во многом зависит от той позиции, которую занимают родители. Наличие репрезентативной литературы для родителей не означает, что родители, изучив ее, смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Само определение любви к своему ребенку имеет разную трактовку у родителя. Зальцман Л.М. условно выделяет три основные группы родителей по их отношению к воспитанию и обучению ребенка:

  1. Активные родители. Они интересуются жизнью своего ребенка, постоянно общаются с учителями, правильно понимают свои обязанности, стараются найти специальную литературу, обсуждают и решают со специалистами вопросы, связанные с обучением ребенка, выполняют рекомендации дефектологов, проявляют инициативу.

2. Пассивные родители. Они, несомненно, заботятся о своих детях, но при этом совершенно безынициативны. Требования педагога выполняются только под контролем с его стороны. Жизнь класса этих родителей не волнует, успехи детей не впечатляют.

3. Безразличные родители. Это те родители, которые привезли ребенка в интернат и на неделю забыли о нем. Они тяжело переживают непосредственное общение с детьми и, если бы была возможность оставлять детей на весь учебный год, они с радостью бы это делали.

Известно, что одним из важнейших условий правильного воспитания детей является духовная близость между ними и родителями. Иногда жизнь детей и родителей протекает как бы параллельно, независимо друг от друга. Если изначально утеряна «духовная ниточка», то чем старше ребенок, тем этот разрыв более ощутим, и тем сложнее будет его преодолеть.

Но все мы знаем, что воспитание подрастающего поколения играет наиважнейшую роль. Оно включает в себя не только хорошее образование. Образование – лишь часть культуры воспитания, касающаяся жизненных познаний ребёнка и обращенная к его разуму. Воспитание – это постепенное, пошаговое развитие ребёнка, ведущее его к полноценности и совершенству. Оно охватывает физическую, интеллектуальную, морально-нравственную и духовную сферы. Часто приходится сталкиваться с тем, что родители довольно поздно осознают необходимость педагогического сопровождения. Упускают сензитивный период – благодатное время огромных возможностей. Как утверждал Л.С. Выготский, обучение тянет за собой развитие. Чем раньше начать коррекционную работу, необходимо тем самым минимизировать, предупредить вероятность нарушения вторичного порядка. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для реализации общественной ее направленности, для приобретения зна­ний (Левина Р.Е.).

В быстром потоке информационно перегруженной жизни, у взрослых часто нет времени развивать детскую познавательную активность. Пока дети маленькие, зависимые и несамостоятельные, родителям проще тащить за собой детей в том ритме, который отвечает их взрослым потребностям, но превосходит детские возможности. Вместо того чтобы учиться, через непосредственное участие в процессе собственноручного познания, дети как будто смотрят на мир сквозь виртуальность. Родители заменяют свое живое общение – приобщают к различным гаджетам. Знания и навыки остаются там, за пределами воображаемого мира. И дети не успевают к ним прикоснуться. И к тому времени, когда уже должен выработаться навык и приятная привычка познавать больше и больше, у подросших детей её нет. Зато есть претензии взрослых, чтобы они хорошо учились, причём сами. И, если этого не происходит, то ответственность автоматически перекладывается на педагогов.

В связи с этим, мы предлагаем советы и рекомендации для родителей:

- Начни с самого себя! Необходимо быть авторитетом (не деспотом), примером для наших детей. Хотим мы того или нет, но дети копируют поведение родителей. Если мы сами не читаем, не развиваемся, не учимся чему-то новому, то, как можем требовать этого от своих детей;

- Для плодотворного процесса родители должны создать прочный познавательный фундамент, на который будут ложиться знания, умения и навыки. Если фундамента нет, то дом не построить, он сползает под действием природных условий. Если нет плодородной почвы, хорошего урожая тоже не вырастить. Растениям не из чего питаться;

- Признание ребенка взрослыми и понимание без осуждений и упреков;

- Сотрудничество с педагогами. Чиркина Г.В. отмечает, семья должна быть вовлечена в коррекционный процесс, поддерживать достижения детей, использовать аудиозаписи их речи, следить за выполнением заданий логопеда, оперативно оповещать о возникающих трудностях в разных аспектах их психического развития. В настоящее время во все мире активно поддерживается идея партнерства семьи и специалистов в реабилитации ребенка с врожденным дефектом развития;

- Выражение лица – максимально доброжелательное, теплое, приветливое, нераздраженное;

- Тон голоса. В любых ситуациях в разговоре с ребенком ­­­­‑ предельно теплый, нераздраженный;- Положительная и отрицательная поддержка. Обращать внимание на хорошие поступки наших детей. Некоторые родители принимают хорошее поведение как должное, никак не поощряя ребенка, но при этом за проступки серьезно наказывают. Ребенок понимает, что для привлечения внимания родителя ему нужно совершить проступок. Разумнее будет, если мы будем хвалить ребенка за хорошие поступки, подчеркивать, что таким поступком родители довольны. Казалось бы, простые и всем известные истины. Чтобы всё это работало на пользу, необходимо от общих понятий перейти к практическому развитию. В большинстве своём, мы всё знаем, умеем, но … не делаем. Чтобы начать полезные изменения ­- нужно совсем немного. Задаться целью каждый день делать себя лучше. Важно найти время, уделить внимание и проработать каждый навык. Осознать, потренировать, интегрировать в свою собственную жизнь.

Литература

  1. Зальцман Л. М. Работа с родителями детей, имеющих нарушения зрения и интеллекта. / Дефектология. - №2 - 2006 - с. 31 – 35.

  2. Левина Р.Е.Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. М., «Просвещение», 1967.

  3. Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. СПб.,2014.-386 с.

  4. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С.

  5. Селиверстов. В.И. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Под ред.: В.И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. Издательство: Владос, 2009 г.

  6. Чиркина Г.В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей. //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004, 8

  7. Шереметьева Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста / Е.В. Шереметьева  диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Институт коррекционной педагогики РАО. Москва, 2007. -285 с.

Просмотров работы: 386