ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРOВНЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРOВНЕ

Зиновьева И.С. 1, Щекина В.Г. 1
1ФГБОУ ВО «Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф Морозова»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время формирование доходов РФ происходит преимущественно за счет налоговых поступлений. Так государство, создавая определенный финансовый запас, создает тем самым благоприятные условия для развития собственной экономики, направляя этот финансовый поток нуждающимся в финансовой поддержке.

Налоги являются основой финансового механизма регулирования экономических отношений. Регулированием налоговых ставок можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности.

Анализ официальных данных Федеральной налоговой службы Российской Федерации за январь-ноябрь 2016г свидетельствует о том, что в консолидированный бюджет РФ по итогам 11 месяцев поступило 13 068,8 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2015г. (12502 млрд. руб.) данный показатель увеличился на 4,5%.

Основная часть консолидированного бюджета РФ сформирована за счет поступления таких налогов, как: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что составляет 78% всех мобилизованных налогов.

Рисунок 1 – Структура налогов консолидированного бюджета РФ за январь-ноябрь 2016 г.

Данные таблицы 1 наглядно демонстрируют динамику изменения ключевых статей налогообложения в Российской Федерации в январе-ноябре 2015-2016 гг.

Таблица 1 – Поступление доходов в консолидированный бюджет РФ в январе-ноябре 2015-2016гг. (млрд. руб.)

Налоги

январь-ноябрь

2015 года

январь-ноябрь

2016 года

Темп роста, %

Налог на прибыль организаций

2 416,2

2 576,1

106,6

Налог на доходы физических лиц

2 401,9

2 591,0

107,9

Налог на добавленную стоимость

2 150,5

2 366,1

110,0

Акцизы

922,7

1 177,1

127,6

Имущественные налоги

1 034,4

1 056,8

102,2

Налог на добычу полезных ископаемых

2 995,0

2 660,6

88,8

Остальные налоги

581,8

641,1

110,3

Всего поступило

12 502,5

13 068,8

104,5

Поступление налога на прибыль организаций в январе-ноябре 2016 г. увеличилось на 6,6% относительно аналогичного периода 2015г., и это на фоне снижения выручки основных экспортеров сырьевых товаров в рублевом эквиваленте. Рост поступлений по налогу на прибыль связан с осуществлением автоматизированного контроля за поступлением НДС, так как вычеты по НДС формируются по статьям затрат, которые включаются в состав расходов по налогу на прибыль. Таким образом, налогоплательщики, корректируя свои обязательства по НДС, одновременно корректируют их по налогу на прибыль.

Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось на 7,9% относительно аналогичного периода 2015г. на фоне роста среднемесячной заработной платы на 7,9%. Такое увеличение поступлений НДФЛ отражает тенденции по постепенному восстановлению доходов населения.

Поступление налога на добавленную стоимость в январе-декабре 2016г. увеличилось на 10% относительно такого же периода 2015г. Росту поступлений НДС способствуют меры, направленные на совершенствование налогового администрирования. В частности, кардинально перестроен механизм контроля НДС, который осуществляется полностью в автоматизированном режиме по всей цепочке формирования добавленной стоимости. Также НДС в меньшей степени подвержен влиянию мировых цен на сырье и энергоносители, поэтому он имеет важное фискальное значение, особенно в период сложных экономических явлений.

Поступления по сводной группе акцизов за январь-ноябрь 2016г. увеличились на 27,6%. Такое изменение связано с увеличением поступивших акцизов на алкогольную и табачную продукцию, при том, что индексация ставки на данную группу акцизов в 2016г. не производилась. Высокий рост акцизов на алкогольную продукцию стал следствием вывода из тени производства и оборота алкогольной продукции.

Увеличение поступлений имущественных налогов на 2,2% обусловлено изменением срока уплаты имущественных налогов, поэтому адекватно оценить поступление данной группы налогов можно будет только по итогам года.

Единственным налогом, поступление которого уменьшилось на 11,2% в январе-ноябре 2016г. относительно аналогичного периода 2015г., является НДПИ. Поступление НДПИ прочно связано с мировыми котировками на нефть. В 2016г. происходило снижение мировых цен на нефть при одновременном укреплении рубля. Поэтому в 2016г. темпы поступления НДПИ снизились, что негативно сказывается на общей динамике налоговых поступлений.

В 2016г. произошло изменение структуры по уровням консолидированного бюджета РФ. Доля федерального бюджета уменьшилась на 2%, а доля регионального соответственно увеличилась на 2%. Наглядное представление изменения структуры консолидированного бюджета представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – Изменения структуры консолидированного бюджета РФ в январе-ноябре 2015-2016гг.

В консолидированный бюджет РФ от Воронежской области в январе-ноябре 2016г. поступило 79 568,6 млн. руб., из них 16 797,9 млн. руб. в федеральный бюджет и 62 770,7 в региональный бюджет.

Основным источником формирования консолидированного бюджета от Воронежской области является налог на доходы физических лиц, им обеспечено 31,4% мобилизованных доходов. Кроме того, значительную долю занимают налог на прибыль организаций – 22%, НДС- 17,3%.

Темп роста поступлений в консолидированный бюджет РФ от Воронежской области составил 10,7%, что говорит об эффективности работы системы налогообложения по Воронежской области в 2016г.

Несмотря на рост поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ их собираемость остается на низком уровне. Налогоплательщики сталкиваются с недостаточностью денежных средств, удорожанием ставок по кредитам, что приводит в свою очередь к неуплате налогов. Также в стране развита теневая экономика. По разным оценкам экспертов доля теневого сектора экономики составляет от 15 до 30%, то есть каждый третий бизнесмен не платит налоги, что отрицательно влияет на налоговые поступления и экономику страны в целом.

Увеличение поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ должно происходить не только за счет усиления контроля за правильным и своевременным начислением налогов, но и за счет мер государственного стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства. Так как ни одна система налогового администрирования не сможет дать постоянного повышения сбора налогов, если не будет работать экономика, не будет создаваться новая добавленная стоимость.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (первая часть) [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Консультант Плюс онлайн - Некоммерческие интернет-версии системы Консультант- Плюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/fd30

39f558e14477ce752eb9789b02a023fbc006/

2. Федеральная налоговая служба. Налоговая аналитика [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

3. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/nalogi/

4. Староверов Д.И., Зиновьева И.С. Проблемы налогообложения в Воронежской области [Электронный ресурс]: VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016». – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1807/21154

Просмотров работы: 1094