О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О МЕРАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Добрикова И.С. 1
1Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном мире роль малого предпринимательства в экономике страны огромна, а в регионах продукты экономической деятельности малого предпринимательства имеют существенную долю в валовом региональном продукте. В различных регионах РФ доля малого бизнеса в ВРП составляет от 21 (Липецкая область) до 37% (Астраханская область). В Орловской области этот показатель составляет 25,5%. Однако на сегодняшний день малый бизнес так и не смог стать драйвером российской экономики. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится 75–90% ВВП, в России же этот показатель не превышает в совокупности 25%. [1] Сектор малого бизнеса первым и наиболее остро реагирует на изменения в предпринимательском климате страны. Санкции, крайняя ограниченность кредитных ресурсов, резкий рост курса валют, внешнеэкономическая напряженность, ужесточение налогового бремени поставили существование малого бизнеса под вопрос. И если с 2010 по 2014 годы многие предприниматели начали чувствовать себя увереннее, то события 2015 года разрушили хрупкую конструкцию.

Тем не менее, в экономике названный субъект рыночных отношений является самым мобильным в условиях финансового и экономического кризиса. Причин этому несколько:

  • высокая мобильность факторов производства, то есть их высокая скорость функционального перераспределения по сравнению с крупным бизнесом;

  • низкие издержки при реорганизации производства;

  • короткий временной лаг при подготовке и создании нового продукта;

  • низкий уровень перепроизводства в связи с изменившимся потребительским спросом.

В связи с этим, вопрос развития и поддержки малого предпринимательства для государства актуален как никогда.

Целью данного исследования является изучение мер государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации. Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Таким образом, социально - экономическое развитие по совокупности его показателей выступает центральной интегральной характеристикой национальной экономики. На протяжении всей истории человечества одним из ключевых факторов социально - экономического развития был и остается процесс получения, систематизации, практического применения и трансфера знаний об объективной реальности. С момента появления человечеством простейших орудий труда и элементарных технологий возможность распространения информации об изобретении и навыков его использования определяла способность социальных групп эффективно трансформировать окружения с целью обеспечения себя необходимыми для дальнейшего существования ресурсами и преодоления угроз, возникающих в результате негативных явлений внешней среды.

 

  1. Изучить структуру малого бизнеса в Российской Федерации;

  2. Рассмотреть меры поддержки, оказываемые государственными институтами по поддержке МСП на федеральном уровне;

  3. Рассмотреть систему поддержки малого предпринимательства в Орловской области.

Объект исследования – меры государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Предмет исследования –механизмы осуществления мер государственной поддержки малого бизнеса в России.

Актуальность данной темы заключается в том, чтобы обратить внимание на процесс развития рыночных структур ϶кономики и на образование и функционирование естественных монополий.Потому что, именно они имеют общественное значение, определенную рыночную власть. Конечно, изучению ϶того вопроса посвящено много литературы, выдающиеся ученые в области ϶кономики так.

 

При написании данной работы были использованы статьи в периодических изданиях Российской Федерации, а также информация, размещенная на официальных интернет-порталах.

Объект исслед‬ва‬ия – Пе‬си‬‬‬ый ф‬‬д РФ. Предмет исслед‬ва‬ия –фи‬а‬сир‬ва‬ие Пе‬си‬‬‬‬г‬ ф‬‬да РФ. Актуаль‬‬сть да‬‬‬й темы заключается в т‬м, чт‬бы ‬братить в‬има‬ие ‬а пр‬цесс развития ры‬‬ч‬ых структур ϶к‬‬‬мики и ‬а ‬браз‬ва‬ие и фу‬кци‬‬ир‬ва‬ие естестве‬‬ых м‬‬‬п‬лий.П‬т‬му чт‬, име‬‬‬ ‬‬и имеют ‬бществе‬‬‬е з‬аче‬ие, ‬пределе‬‬ую ры‬‬ч‬ую власть. К‬‬еч‬‬, изуче‬ию ϶т‬г‬ в‬пр‬са п‬свяще‬‬ м‬‬г‬ литературы, выдающиеся уче‬ые в ‬бласти ϶к‬‬‬мики так.

 

Выводы и результаты, полученные в результате данного исследования, могут быть использованы для анализа и корректировки государственной политики в области экономики в целом, и малого предпринимательства в частности. Прежде чем принять какие-либо меры в экономической политике, необходимо проанализировать, как эти меры повлияют на малый и средний бизнес. Если окажется, что влияние негативное, то предлагаемые меры должны либо отменяться, либо подвергаться корректировке.

Исследование конкурентных отношений основывается на теоретическом наследии и практическом опыте, накопленных в результате эволюционного развития форм и методов конкуренции. Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производством в виде объективного механизма регулирования рыночного хозяйства путем соперничества между участниками рынка. Развитие конкуренции сопровождался развитием конкурентных отношений. Столкновение интересов товаропроизводителей конкурентной продукции имело место еще в древнем мире, что способствовало появлению первых государственных актов относительно их координации.

 

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Основная часть

Критерии отнесения экономических субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства определены ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ: средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов.

Нами был проведен сравнительный анализ моделей поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП.

Сложившуюся на данный момент в РФ модель поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП невозможно в чистом виде отнести ни к одной из рассмотренных моделей. Попытка контроля и регулирования государством инновационной деятельности МСП соответствует европейской (континентальной) модели. Частично присутствуют элементы остальных моделей. Из азиатской модели перенимается тенденция заимствования технологий, но в отличие от Японии, Южной Кореи и Китая, Российская Федерация пока не может гордиться их значительным усовершенствованием. В начальной стадии развития находятся основные финансовые институты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности МСП, что очень отдаляет РФ от англосаксонской модели поддержки и стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий, в частности от США. Количество реально функционирующих сообществ бизнес-ангелов и венчурных фондов слишком мало и отстает во много раз от показателей стран, которые занимают первые места в рейтингах инновационного развития. Более того, статус бизнес-ангелов в РФ пока законодательно не закреплен.

На федеральном уровне поддержку малому предпринимательству в России оказывают следующие государственные институты: Минэкономразвития России, АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», МСП Банк и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Деятельность каждого из них в определенной мере направлена на развитие и поддержание малого бизнеса. Рассмотрим подробнее меры поддержки малому бизнесу каждого из этих государственных институтов.

С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

В настоящий момент программа реализуется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития России.

В рамках программы средства целевым образом на конкурсной основе распределяются между регионами на реализацию мероприятий, предусмотренных региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, при условии софинансирования расходов со стороны региона. Такой подход позволяет в дополнение к средствам федерального бюджета привлекать финансовые средства регионов, а также стимулировать регионы к реализации более активной политики в сфере поддержки предпринимательской деятельности. При этом реализацию мероприятий, предусмотренных программой, осуществляет соответствующий уполномоченный орган в субъекте Российской Федерации.

Ежегодно Министерство экономического развития РФ выделяет порядка 22 млрд. руб. на Программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Совокупный ежегодный эффект от реализации Программы составляет:

  • Суммарный эффект на выручку МСП в рамках Программы составляет 859 млрд руб. ежегодно и рассчитывается как суммарный прирост выручки МСП – получателей поддержки относительно МСП за счет получения поддержки.

  • Эффект на ВВП РФ составляет 607 млрд руб. и рассчитывается как сумма прямого эффекта от роста выручки МСП за счет поддержки и косвенного эффекта от увеличения выручки МСП на производство в экономике в целом. Прирост ВВП на 1 руб. инвестиций составляет 27,6 руб.

  • Эффект на бюджет РФ составляет 153 млрд руб. и рассчитывается как сумма дополнительных налоговых поступлений в бюджет. 1 руб., потраченный Минэкономразвития в рамках Программы, возвращает в бюджет РФ 7 руб.

Объем финансирования Программы в 2016 году запланирован в сумме 12,3 млрд. рублей на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе:

  • 10,2 млрд. рублей на предоставление прямых субсидий предпринимателям;

  • 1,66 млрд. рублей на софинансирование объектов капитального строительства.

В 2015 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» создано АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

В частности, на базе АО «Корпорация «МСП» сформирован единый центр финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства как «массового», так и высокотехнологичного сектора. Силами Корпорации планируется создание единого маркетингового навигатора в области массового сектора, который будет запущен 1 июля 2016 года в 74 населенных пунктах РФ. Маркетинговый навигатор будет показывать, в каком месте и какой субъект малого бизнеса необходимо реализовать, где взять средства на его организацию, какие имущественные фонды можно к этому привлечь и где можно найти гарантии.

Корпорация создает единый реестр субъектов малого бизнеса - планируется включение в него 20000 субъектов к 10 августа 2016 года. Корпорация МСП работает над упрощением процедуры регистрации субъектов малого бизнеса, в том числе работает над электронной регистрацией и взаимодействием с ФНС России. Также Корпорация МСП занимается организацией мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров у субъектов МСП [5].

Общий объем планируемых крупными заказчиками закупок у субъектов МСП на 2016 год составляет 133,97 млрд. рублей. При этом средняя доля таких закупок составляет 31,97 % (от 10,05 % до 89,45 %). Общее количество планируемых закупок в разделах о закупках субъектов МСП составило 14 927 позиций.

Лидерами по объему планируемых закупок у субъектов МСП являются ПАО «ФСК «ЕЭС» (20,4 млрд. рублей), ПАО «Ростелеком» (17,7 млрд. рублей), ОАО «Российские железные дороги» (16,6 млрд. рублей), ОАО «Росэнергоатом» (11,3 млрд. рублей), ОАО «Уралвагонзавод» (11,1 млрд. рублей), ФГУП «Почта России» (9,4 млрд. рублей), ОАО «Торговый дом «РЖД» (8,4 млрд. рублей), ПАО «Газпром» (7,1 млрд. рублей), ОАО «НК «Роснефть» (6,1 млрд. рублей) и АО «АЛРОСА» (5,5 млрд. рублей).

АО «МСП Банк» осуществляет реализацию Программы финансовой поддержки МСП в соответствии со Стратегий развития до 2020 года.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 июня 2015 г. № 287, а также Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ Акции АО «МСП Банк» были переданы Внешэкономбанком в доверительное управление Корпорации МСПс последующей оплатой Внешэкономбанком этими акциями дополнительно размещаемых по закрытой подписке акций Корпорации МСП.

По состоянию на 1 февраля 2016 года объем средств, доведенных до субъектов МСП, составил 106 млрд.рублей по средневзвешенной ставке 13,22%, притом 84% средств предоставлены на долгосрочной основе. Количество участников программы составило более 16 тысяч субъектов МСП. Гарантий предоставлено на 3,1 млрд.рублей [4].

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд) – государственная некоммерческая организация в форме федерального государственного бюджетного учреждения, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. № 65.

За 21 год деятельности Фонда:

  • поступило свыше 55 тыс. заявок;

  • заключено более 13 тыс. контрактов на выполнение НИОКР;

  • поддержано более 12 тыс. молодых инноваторов;

  • создано более 4800 стартапов;

  • создано 65 региональных представительств Фонда на территории РФ.

В настоящее время Фонд реализует программы инновационного развития, которые направлены на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест [6].

Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в РФ показал, что малое и среднее предпринимательство – это в первую очередь микробизнес.

Сектор малого и среднего предпринимательства в России представлен в основном микропредприятиями – юридическими лицами (88,2% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства в 2014 году).

Число средних предприятий невелико (0,6 % от общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Такие предприятия не играют весомой роли в обеспечении экономического развития.

Наибольшая часть предприятий расположены в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.

Также наблюдается существенная диверсификация малых и средних предприятий по отраслевому признаку: почти 40 % – составляют предприятия в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий, второй по величине сегмент – 20 % – предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг, третий сегмент – 11 % – строительные предприятия.

В последние годы динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной. Доля малых и средних предприятий в обороте предприятий в целом по экономике, по данным Росстата, поступательно снижается. Падение показателя произошло с 28,5% в 2010 году до 25% в 2014 году. За аналогичный период доля средних предприятий в обороте экономики снизилась с 7,1 до 4,8%, а малых предприятий–с 21,4 до 20,2%. На малые и средние компании приходится только 5-6 % от общего объема основных средств и 6-7% от объема инвестиций в основной капитал в целом по стране.

В настоящих условиях острой проблемой малого и среднего предпринимательства является невысокая доступность кредитования и недостаточная роль государства в «судьбе» малого и среднего бизнеса.

В Орловской области в настоящее время действует закон от 10 ноября 2015 г. N 1870-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», который устанавливает полномочия правительства и областного совета в сфере поддержки малого бизнеса. В частности, одна из статей регулирует меры финансовой и имущественной помощи.

Законом предусмотрено, что оказание финансовой поддержки осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных в бюджете региона. Финансовая помощь может быть оказана в виде предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, а также государственных гарантий по кредитным обязательствам.

Оказание имущественной поддержки заключается в том, что власти вправе передавать малому и среднему бизнесу во владение и пользование государственное имущество - земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование, машины и механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь и инструменты. Передача возможна как на возмездной, так и на безвозмездной основе, а также на льготных условиях. В законе прописаны ограничения. Так, переданное имущество должно использоваться по целевому назначению, а его продажа или передача третьим лицам строго запрещена [2].

В Орловской области по состоянию на 1 января 2015 года действовало 7,8 тыс. субъектов МСП. Наибольшее число субъектов МСП действует в следующих отраслях: в торговле - 24,6%, в обрабатывающей промышленности - 21,6%, в сфере операции с недвижимым имуществом - 18%, в сельском хозяйстве - 9,8%.

В регионе реализуется программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2014 - 2020 годы», реализация которой направлена на обеспечение доступа субъектов МСП к материально-техническим, финансово-кредитным и информационным ресурсам, рынкам сбыта продукции.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Орловской области представлена тремя организациями: НО «Фонд микрофинансирования Орловской области»; НО «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области»; Центр поддержки предпринимательства.

По программе микрофинансирования субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на 01.10.2015 года предоставлено 2151 микрозайм на сумму 1232,5 млн. рублей. Микрозаймы суммой до 1,0 млн. рублей были выданы на срок до одного года (по отдельным направлениям бизнеса – до 3-х лет) на развитие бизнеса, в том числе на пополнение оборотных средств, капитальные вложения и приобретение основных средств, погашение кредитов в коммерческих микрофинансовых организациях.

Совсем недавно Фонд поддержки предпринимательства Орловской области увеличил максимальный объем поручительства на одного заемщика до 30 млн. рублей. Ранее данная сумма не превышала 20 млн. рублей.

Возросшим лимитом смогут воспользоваться предприятия, занимающиеся сельским хозяйством, переработкой сельхозпродукции, промышленным производством. Для расширения объемов гарантийной поддержки малого и среднего бизнеса в Орловской области региональным Фондом поддержки предпринимательства заключено соглашение с АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [3].

Заключение

Основными негативными факторами, сдерживающими предпринимательскую активность являются: недостаток собственных финансовых ресурсов, высокий процент коммерческого кредита, а также неопределённость экономической ситуации в стране.

Выявление проблем, характерных для МСП позволяет определить возможные пути их разрешения для повышения эффективности реализации мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, необходимо:

- расширить и разнообразить перечень кредитных программ МСП банка;

- рассмотреть возможность прямого кредитования МСП банком предприятий, минуя банки-партнеры, что избавит предприятия от дополнительных требований банков-партнеров;

- необходимо, помимо увеличения суммы микрозаймов, также увеличить сроки их предоставления, т.к. во многих случаях де-факто МФО не предоставляют займы на срок более 12 месяцев;

- добавить к перечню субсидируемых затрат субъектов МСП затраты на проведение маркетинговых исследований, разработку бизнес-планов и финансовых моделей реализации инвестиционных проектов;

- ввести механизм контроля за действиями банков, повышающих ставки по уже выданным кредитам либо по вновь выдаваемым кредитам в ситуации, когда предприятия находятся в сложном положении и не имеют возможности оперативно перекредитоваться.

В целом, развитие системы мер поддержки малого и среднего предпринимательства является комплексной, межотраслевой и региональной проблемой, решение которой возможно при взаимоувязке формирования перспектив развития регионов страны с решением задач развития отдельных инфраструктурных отраслей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Бэлла Заушицина. Сгоревший мотылек. // Журнал «ЭкспертONLINE». - URL: http://expert.ru/siberia/2015/51/sgorevshij-motyilek/. Дата обращения: 15.01.2016 г.

  2. Официальный портал «Орловские новости». - URL: http://newsorel.ru/news/10362/v-orlovskoj-oblasti-uzakonili-mery-gospodderzki-malogo-biznesa/. Дата обращения: 15.01.2016 г.

  3. Официальный портал «Орловские новости». - URL: http://newsorel.ru/news/13636/orlovsina-uvelicila-maksimalnyj-obem-porucitelstva-po-kreditam-dla-realnogo-sektora-ekonomiki/. Дата обращения: 03.03.2016 г.

  4. Официальный сайт МСП Банка. Отчеты о реализации программы СМП Банка. – URL: https://www.mspbank.ru/analiticheskiy_tsentr/programm_realization. Дата обращения: 15.01.2016 г.

  5. Официальный сайт канала «Россия 24». Интервью генерального директора Корпорации МСП Александра Бравермана. - URL: http://rutv.ru/brand/show/episode/1467227/viewtype/tag. Дата обращения: 15.01.2016 г.

  6. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. Федеральные программы поддержки малого и среднего предпринимательства. - URL: http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/celved/. Дата обращения: 15.01.2016г.

Просмотров работы: 1133