При развитии творческого потенциала учащихся особое внимание уделяется формированию умений самостоятельно добывать знания, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к учению. Развитие творческого потенциала в течение периода обучения поможет ученикам прочно усваивать те области знаний, которые могут пригодиться в самостоятельной профессиональной деятельности. Главное в воспитании и развитии интуиции и фантазии - практическая работа, т.к. главный инструмент этого воспитания - творческое действие.
Высокий уровень развития тесно связан с умением концентрироваться и переключать внимание на различные потоки информации. Многие ученые и изобретатели свои достижения и успехи в науке связывают с умением длительное время концентрировать внимание на научных проблемах и задачах. Без умения управлять своим вниманием не может быть успешной работы нашего сознания, нашего мышления. Внимание проявляется в определенных конкретных психических ситуациях, имеющих для личности определенную значимость. Это проявление зависит от личностных качеств человека: силы воли, мотивов, привычек. Только творческая личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел и принимать ответственность за выполняемую деятельность. В современных условиях личностный рост, престижная работа, карьера во многом определяются уровнем интеллектуальных способностей, умением применять полученные знания в решении повседневных и стратегических проблем.
Рост творческих качеств личности показывает на эффективность социальных отношений между учащимися и взрослыми. Дает возможность говорить, что социальная ситуация развития была создана эффективными методами и формами взаимодействия, позволившими развивать творчество в подростковом возрасте.
Творчество, существенной характеристикой которого является стремление индивида к оригинальности, гибкости, не стереотипности в реализации целей деятельности, на этапе обучения в школе, обеспечивает ученику выход на новый уровень осмысления действительности, связанный с более широким социальным контекстом жизни, расширением внутреннего мира, и одновременно открывает вариативный потенциал для личностного означивания внешней и внутренней действительности в процессе профессионального становления.
Подводя итог, можно сказать, что самая главная задача учителя – научить ребенка учиться, так как после школы этот процесс не заканчивается, а продолжается всю жизнь. Научить ребенка созидать, творить, получать от этого процесса удовольствие. Правильно определив способности учащегося, максимально раскрыть и развить его талант, направить весь его потенциал на созидание, на помощь другим.