РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗРАБОТКА КОМПЬЮТЕРНОЙ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Макарова И.В. 1, Титова П.А. 1
1Тамбовский Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В повседневной жизни мы часто сталкивается с ситуациями, разрешение которых возможно только с помощью правового урегулирования. Мы пользуемся услугами различных организаций, приобретаем товары, заключаем сделки, таким образом, на каждом шагу подвергаемся опасности остаться обманутыми, ущемлёнными в правах.

При этом в большинстве случаев прибегаем к неюридическим методам защиты своих прав в разрешении конфликтов. Данное обстоятельство объясняется двумя причинами: низким уровнем благосостояния широких слоёв населения (услуги юриста сегодня недешевы) и неверием граждан в то, что правовые механизмы в нашей стране работают эффективно. Практика показывает, что большинство попыток граждан защитить свои права неюридическими методами терпят фиаско и, что самое главное, серьёзно тормозят последующую работу специалиста.

Однако возможность обратиться к оплачиваемому специалисту есть лишь у немногих граждан. Представители социально-незащищенных слоёв населения чаще всего остаются вообще без юридической помощи.

Именно поэтому в настоящее время широкое распространение получили организации, оказывающие бесплатную правовую поддержку гражданам, которые в ней нуждаются. Это всевозможные «юридические клиники», «общественные приемные», «горячие линии» и т.д. Деятельность таких организаций направлена в первую очередь на оказание безвозмездной помощи социально незащищенному населению нашей страны.

Формирование и создание «юридических клиник», «общественных приемных» и «горячих линий» с каждым годом принимает все более широкий размах. Во многих городах уже действуют такие организации, например, «юридические клиники» в Иркутске, Томске, Хабаровске, «горячие линии» в Перми, Ростове-на-Дону, Новосибирске, «общественные приемные» в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Туле, Нижнем Новгороде, Тамбове и многих других городах. Спрос на подобного рода услуги увеличивается день ото дня. При этом многие проблемы граждан находят свое разрешение. В первую очередь это касается вопросов оформления прав на недвижимое имущество, социального обеспечения, оформления наследственных прав и других.

Широкое распространение такие организации получили и в Тамбове. Среди наиболее известных - Тамбовская региональная общественная организация «Ассоциация юристов России», автономная некоммерческая организация «Юридический центр «Гарант», Тамбовская региональная общественная организация «Центр правовых технологий «Гражданский союз».

Проект «Студенческое правовое бюро» в Тамбове, основанный на базе Центра правовых технологий «Гражданский союз», также, как и вышеперечисленные организации, был создан для дополнительной бесплатной юридической помощи горожанам. За непродолжительный период времени бюро зарекомендовало себя с положительной стороны благодаря стараниям студентов-консультантов – основной движущей силы проекта. Проект постепенно развивался, обнаруживая свои достоинства и недостатки. Одной из проблем стала проблема обработки больших объемов информации. Особенно этому способствовал рост количества правовых центров оказания помощи и, как следствие, объема выполняемой работы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью автоматизации деятельности студенческого правового бюро.

Объектом исследования дипломной работы является процесс предоставления консультационных юридических услуг населению правовым студенческим бюро.

Предмет исследования – процесс автоматизации выполняемых студентами-консультантами правового бюро функций.

Целью данной дипломной работы является создание компьютерной консультационной юридической студенческой службы.

Выбор цели исследования определил следующие задачи:

  • выполнить анализ деятельности студенческого правового бюро г. Тамбова, его нормативно-правового обеспечения, выделить основные функции сотрудников бюро для их последующей автоматизации;

  • обосновать необходимость и выбор программно-технических средств для студенческого правового бюро;

  • разработать автоматизированную систему учета консультаций студенческого правового бюро.

1 СТУДЕНЧЕСКОЕ ПРАВОВОЕ БЮРО

Со 2 февраля 2009 года в Тамбове успешно реализуется проект «Студенческое правовое бюро», основной целью деятельности которого является оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Идея проекта была позаимствована у активистов из Нижнего Новгорода, где в 2005 году был запущен аналогичный проект на базе факультета права Нижегородского филиала Государственного университета Высшей Школы Экономики.

1.1 Проект «Студенческое правовое бюро» в Тамбове

«Студенческое правовое бюро» - это проект, направленный на юридическую поддержку малоимущих граждан. Студенты 3 - 4 курсов, обучающиеся по юридической специальности, охотно и грамотно оказывают помощь населению на безвозмездной основе.

Молодые специалисты дают устные юридические консультации, а также помогают гражданам в составлении юридических документов: исковых заявлений, обращений в прокуратуру и другие компетентные органы, запросов и т.д. В целях повышения правовой грамотности граждан студенты-юристы проводят семинары-тренинги для населения по актуальным темам, наиболее проблемным для социальной действительности региона. На каждой из консультаций, проводимых студентами, присутствует профессиональный практикующий юрист, который проверяет обоснованность предоставленной студентами информации и проверяет правовую грамотность составленного юридического документа.

Идея проекта «Студенческое правовое бюро» возникла на базе Тамбовской региональной общественной организации «Центр правовых технологий «Гражданский союз» (ТРОО «ЦПТ «Гражданский союз») при содействии руководства юридического факультета Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ). Организационную структуру бюро составляют: директор, координатор (из числа волонтёров), юрист проекта и студенты-волонтёры. Помощь студентам в ходе реализации проекта оказывает Управление по связям с общественностью Администрации города Тамбова, финансируется проект некоммерческой корпорацией «Совет по международным исследованиям и обменам АЙРЕКС» (США).

Программа реализации проекта «Студенческое правовое бюро» в Тамбове предполагает оказание квалифицированной юридической помощи социально незащищенным категориям граждан города, а именно: пенсионерам, многодетным матерям, инвалидам, лицам, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума и т.д. студентами правовых специальностей: «Юриспруденция» и «Прикладная информатика в юриспруденции» юридического факультета Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ).

Оказание помощи предполагается на безвозмездных началах по вопросам, связанным с трудовым, жилищным, семейным, гражданским правом, защитой прав потребителей и т.д. Около 50% обращений – это жилищные и наследственные дела. Помимо устных консультаций студенты-юристы обязаны помогать обратившимся гражданам в составлении юридических документов. При этом необходимо оформлять заявку на получение бесплатной правовой помощи.

Основная цель проекта: создание условий для профессионального роста и формирования гражданской ответственности молодёжи через организацию деятельности «Студенческого правового бюро» по оказанию консультационных услуг социально незащищённым категориям граждан.

Задачи проекта:

  • оказание студентами бесплатных юридических услуг в виде дачи консультаций, подготовки проектов юридических документов (жалоб, исков, ходатайств и т.д.);

  • формирование и развитие у студентов практических, профессиональных навыков (развитие практического мастерства юриста);

  • глубокое изучение студентами отраслевых юридических дисциплин;

  • формирование профессиональной этики;

  • повышение ответственности студентов за квалифицированный подход к выполняемой работе;

  • воспитание у студентов традиций принимать самостоятельные решения и отстаивать свою позицию, правильно и качественно выполнять свою работу;

  • приобретение студентами навыков делового сотрудничества в отношениях: «студент - студент», «студент - преподаватель», «студент - специалист», «студент - клиент»;

  • нравственное формирование будущего юриста как социально активной личности;

  • вовлечение студентов в работу с правоохранительными органами и правозащитными организациями, перенятие студентами опыта специалистов;

  • формирование в правовом бюро информационной правовой библиотеки, в том числе для студентов и консультируемых;

  • организация пропаганды юридических знаний, повышение правовой культуры населения;

  • овладение студентами навыками самостоятельного обучения консультируемых современным методикам поиска необходимой информации по праву в различных юридических источниках;

  • развитие юридической науки.

В соответствии с целями и задачами «Студенческое правовое бюро» выполняет следующие функции:

  • прием и консультирование (устное, письменное) граждан по правовым вопросам разной категории дел (гражданско-правовым, семейным, связанным с трудовым законодательством и др.);

  • составление и оформление правовых документов.

Правила приёма посетителей.

  •  
    1. Бюро оказывает бесплатную юридическую помощь всем, обратившимся за ней. Все категории лиц, обращающихся за помощью, имеют равные возможности для ее получения.

    2. Консультационная помощь может быть оказана по любой отрасли права, однако консультации по внеправовым вопросам не оказываются.

    3. В ходе консультаций могут быть составлены различные жалобы (в судебные инстанции, в прокуратуру, в иные государственные органы), заявления, обращения и т.п.

    4. Консультирование посетителя осуществляют Консультанты. Юрист проекта также имеет право участвовать в процессе оказания консультации.

    5. Прием Посетителей ведется в порядке живой очереди, без предварительной записи.

    6. Продолжительность одного приема одного посетителя не ограничена во времени. В случае если за одну консультацию посетителю не даны ответы на все поставленные им вопросы, назначается повторный прием.

    7. Последующие приемы Посетителя осуществляет тот же консультант, который осуществлял первоначальный прием, что позволяет ускорить решение проблемы.

    8. В консультации может быть отказано Посетителю, нарушившему правила приема.

    9. Также Консультанты могут отказать в дальнейшем приеме Посетителю, который получил исчерпывающие ответы на все поставленные перед сотрудниками Консультаций вопросы во время предыдущих приемов.

Таким образом, «Студенческое правовое бюро» - это проект, возникший на базе Тамбовской региональной общественной организации «Центр правовых технологий «Гражданский союз» при содействии руководства юридического факультета Тамбовского государственного технического университета и направленный на юридическую поддержку малоимущих граждан. Правовую помощь населению на безвозмездной основе оказывают студенты 3 - 4 курсов, обучающиеся по юридической специальности.

Основная цель проекта: создание условий для профессионального роста и формирования гражданской ответственности молодёжи через организацию консультационных услуг социально незащищённым категориям граждан.

1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности бюро

В своей деятельности «Студенческое правовое бюро» руководствуется законодательством Российской Федерации (РФ), законодательством Тамбовской области, правовыми актами города Тамбова.

Верховенствующим нормативным актом является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой, являющаяся базовым нормативно-правовым документом для бюро, деятельность которого должна осуществляться его сотрудниками в рамках исполнения норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а в определенных случаях, предусмотренных законами Российской Федерации, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) [1].

Анализ обращений граждан в общественные организации и органы по вопросам правовой помощи показывает, что, несмотря на наличие многочисленных адвокатских бюро и юридических фирм, большей части граждан для защиты своих прав и законных интересов недоступны услуги квалифицированных юристов не только по причине их высокой стоимости, а просто из-за того, что они являются платными, а также в связи с отсутствием у граждан доступной и достоверной информации о том, где можно получить качественные юридические услуги.

Не смотря на то, что Конституция РФ и предусматривает оказание бесплатной квалифицированной юридической помощи, получить ее могут далеко не все и не на все виды услуг.

Однако со вступлением в силу с 15 января 2012 года Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» ситуация должна в корне измениться. Данный закон гарантирует право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. В соответствии с названным законом система оказания бесплатной юридической помощи подразделяется на государственную и негосударственную. В части 2 статьи 22 Закона указано, что участниками негосударственной системы бесплатной юридической помощи являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи [2].

Юридические клиники создаются на базе учреждений высшего профессионального образования и могут оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. В оказании бесплатной юридической помощи юридическими клиниками участвуют лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, под контролем лиц, имеющих высшее юридическое образование, ответственных за обучение указанных лиц и деятельность юридической клиники в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

Перечень категорий лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, оказываемой студентами, в Законе не приводится. Однако в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи право на получение бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан [2]:

  1. граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее - малоимущие граждане);

  2. инвалиды I и II группы;

  3. ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

  4. дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

  5. граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" [5];

  6. несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

  7. граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" [6];

  8. граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

  9. граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На практике юридические клиники при определении круга лиц, имеющих право на получение помощи, ориентируются на вышеуказанный перечень, однако он может быть расширен. Так, в Студенческом правовом бюро г. Тамбова юридические консультации оказываются всем желающим.

В целях обеспечения условий для реализации на территории Тамбовской области права граждан на получение квалифицированной юридической помощи разработан проект закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» [7].

Указанный законопроект расширяет перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи (в него планируется включить инвалидов III группы, пожилых людей старше 65 лет, ветеранов боевых действий, одиноких матерей, воспитывающих ребенка до 14 лет и ряд других лиц), предусматривает дополнительные случаи оказания такой помощи, определяет перечень документов, которые граждане должны будут предоставлять для получения юридической помощи.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим непосредственную деятельность бюро, является Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Данный закон регулирует отношения в сфере благотворительной деятельности – «добровольной деятельности граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки». Одной из целей благотворительной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона) является оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения [4]. В законе устанавливаются порядок создания и прекращения деятельности благотворительной организации, условия и порядок осуществления деятельности, а также государственные гарантии деятельности благотворительной организации.

Тамбовская региональная общественная организация «Центр правовых технологий «Гражданский союз»», реализующая проект «Студенческое правовое бюро» в Тамбове, действует на основании Устава, содержащего предмет и цели, основные направления деятельности организации, членство, руководящие и контрольно-ревизионные органы, структурные подразделения Центра, трудовые отношения, предпринимательскую деятельность и имущество Центра, а также прекращение деятельности данной организации. Общественная организация в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (в редакции от 22 июля 2010 г.) «Об общественных объединениях» [3].

В свою очередь, ТРОО «ЦПТ «Гражданский союз»» заключил Договор о благотворительной деятельности с добровольцами в лице студентов ТГТУ, обучающихся по юридической специальности. В договоре определены обязанности сторон, оплата и условия труда добровольца, конфиденциальность, неправомочность заключения договоров (соглашений) добровольцем от имени фонда, материально-техническая база, порядок рассмотрения споров.

Таким образом, правовое бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Федеральными законами «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», а также на основании Устава и Договора с добровольцами.

В целях обеспечения условий для реализации на территории Тамбовской области права граждан на получение квалифицированной юридической помощи разработан проект закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» [7].

Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юристу-консультанту, чрезвычайно широк: это гражданское, трудовое, жилищное, земельное право и т.д.

Юрист правового бюро в своей практической деятельности руководствуется действующим законодательством РФ: Гражданским, Уголовным, Трудовым, Семейным, Жилищным, Земельным кодексами, Федеральными законами, в том числе «О защите прав потребителей», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О судебных приставах», а также действующими локальными актами.

1.3 Основные функции сотрудников студенческого правового бюро, анализ информатизации бюро

В обязанности волонтеров студенческого правового бюро входит прием населения, консультирование горожанам по вопросам семейного, трудового, жилищного права, оказание им помощи в составлении юридических документов.

Обращения населения фиксируются в бумажном виде. Существует единый для всех волонтёров бланк (см. рис. 1) заявки на оказание бесплатной юридической консультации, который включает в себя обязательные для заполнения поля:

  • место обращения;

  • Ф.И.О.;

  • адрес;

  • дата рождения;

  • контактный телефон;

  • социальный статус обратившегося лица;

  • возрастная категория обратившегося лица;

  • категория рассматриваемой ситуации;

  • желаемая форма реакции на обращение;

  • ответчик/правонарушитель;

  • юрист-консультант;

  • дата обращения;

  • дата закрытия заявки.

Лицо, получившее консультацию, оставляет свою подпись, давая тем самым согласие на обработку персональных данных студентами.

На оборотной стороне бланка (рис. 2) кратко излагается суть проблемы, чётко формулируются вопросы, заданные клиентом, при необходимости перечисляются документы, необходимые для ответа на поставленный вопрос.

При этом в зависимости от желания клиента студент может дать одну из возможных форм ответа:

  1. мгновенный устный ответ;

  2. письменный ответ, на подготовку которого затрачивается разумный период времени, причем письменный ответ может подтверждаться выпиской из соответствующих нормативных актов;

  3. составить необходимый документ. Как правило, ответ дается в течение недели. Кроме прочего, по просьбе клиента студент может представлять его интересы в суде.

Рисунок 1 – Бланк заявки

Рисунок 2 – Бланк заявки (обратная сторона)

Основными принципами деятельности «Студенческого правового бюро» являются:

  • законность;

  • гуманизм;

  • безвозмездность оказания услуг;

  • конфиденциальность полученной информации;

  • добровольность участия;

  • открытость для желающих;

  • добросовестность;

  • сочетание практической деятельности с учебным процессом.

Центр юридической помощи в Тамбове открыт с марта 2009 года. Судя по откликам тамбовчан, общественные приемные студенческого проекта пользуются в городе популярностью [16].

Однако в качестве недостатка, значительно снижающего эффективность труда волонтёров, необходимо отметить отсутствие необходимой в работе компьютерной техники и специализированных информационных технологий. Необходимо отметить, что заполнение заявок «вручную» является трудоемкой, неэффективной работой, требующей немало времени. Кроме того, при возникновении у клиентов юридической консультации аналогичных вопросов поиск уже обработанных заявок, т.е. заявок, на которые подготовлены ответы, также осуществляется вручную, что затрудняет быструю подготовку ответов. Важной проблемой является отсутствие доступа в сеть Интернет и к справочным правовым системам (таким, как «Консультант», «Гарант» и др.), а без их наличия быстро подготовить и выдать полный, подробный ответ затруднительно.

Особенно важно решить первую задачу, то есть, упорядочить и систематизировать полученные заявки с целью их быстрого поиска и обработки. В этой связи целесообразно предложить создать автоматизированное рабочее место (АРМ) сотрудников бюро, разработать для АРМ и внедрить в деятельность волонтёров бюро автоматизированную систему учёта клиентов бюро и подготовленных волонтёрами ответов [9].

Таким образом, проведенный анализ деятельности волонтёров студенческого правового бюро показал, что разумно предложить необходимость создания автоматизированного рабочего места студента-консультанта, основным программным средством которого будет система учёта консультаций бюро.

  1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ по созданию автоматизированного рабочего места для СТУДЕНЧЕСКОго правового бюро

2.1 Понятие и свойства автоматизированного рабочего места

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

АРМ объединяет программно-аппаратные средства, обеспечивающие взаимодействие человека с компьютером, предоставляет возможность ввода информации (через клавиатуру, компьютерную мышь, сканер и пр.) и её вывод на экран монитора, принтер, графопостроитель, звуковую карту — динамики или иные устройства вывода [13].

Автоматизированные рабочие места должны создаваться строго в соответствии с их предполагаемым функциональным назначением. Однако общие принципы создания АРМ остаются неизменными, к ним относят:

  • системность;

  • гибкость;

  • устойчивость;

  • эффективность.

Под принципом системности понимается следующее: автоматизированное рабочее место должно представлять собой систему взаимосвязанных компонентов. При этом структура АРМ должна четко соответствовать тем функциям, для выполнения которых создается данное автоматизированное рабочее место.

Принцип гибкости имеет огромное значение при создании современных и эффективно работающих автоматизированных рабочих мест. Данный принцип означает возможность приспособления АРМ к предполагаемой модернизации как программного обеспечения, так и технических средств. В настоящее время, когда скорость устаревания программных и технических средств постоянно растет, соблюдение данного принципа становится одним из важнейших условий при создании АРМ.

Для обеспечения принципа гибкости в реально работающих автоматизированных рабочих местах все подсистемы отдельно взятого АРМ выполняются в виде отдельных, легко заменяемых модулей. Чтобы при замене не возникало проблем несовместимости, все элементы должны быть стандартизированы.

Большое значение имеет принцип устойчивости. Он заключается в выполнении заложенных в АРМ функций, независимо от воздействия как внутренних, так и внешних факторов. При возникновении сбоев работоспособность системы должна быстро восстанавливаться, неполадки отдельных элементов должны легко устраняться.

Принцип эффективности подразумевает, что затраты на создание и эксплуатацию системы не должны превышать экономическую выгоду от ее реализации. Кроме того, при создании АРМ надо учитывать, что его эффективность будет во многом определяться правильным распределением функций и нагрузки между работником и машинными средствами обработки информации, ядром которых является ПЭВМ. Только при соблюдении этих условий АРМ становится средством повышения не только производительности труда и эффективности управления, но и социальной комфортности специалистов.

Следует отметить, что практический опыт использования АРМ как одного из элементов распределенных систем управления позволяет специалистам выделить следующие требования к эффективно и полноценно функционирующему автоматизированному рабочему месту [10]:

  • своевременное удовлетворение информационных потребностей пользователя;

  • минимальное время ответа на запросы пользователя;

  • адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;

  • возможность быстрого обучения пользователя основным приемам работы;

  • надежность и простота обслуживания;

  • дружественный интерфейс;

  • возможность работы в составе вычислительной сети.

Рассмотрим структуру автоматизированного рабочего места и связи между его составными частями (см. рис. 3).

Рисунок 3 – Схема автоматизированного рабочего места

Как показано на схеме, АРМ состоит из технических и программных средств вычислительной техники, а также необходимой методической документации, позволяющей пользователю эффективно взаимодействовать с данными средствами.

Таким образом, автоматизированное рабочее место – это комплекс вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

  1.  
    1. Выбора программно-технических средств для автоматизированного рабочего места студенческого правового бюро

От качественно организованного, рационально построенного технологического процесса выполнения профессиональных задач зависит снижение стоимостных и трудовых затрат. Поэтому для повышения эффективности и производительности решения задач студенческого правового бюро целесообразно разработать автоматизированное рабочее место волонтёра или компьютерную консультационную юридическую службу.

При консультировании клиентов, обратившихся в студенческое бюро, желательно использовать автоматизированные системы, позволяющие регистрировать заявки клиентов и хранить архив ответов. Это повысит скорость поиска в системе необходимой волонтёру информации, её выбор, анализ, сортировку, группировку.

Для решения поставленной задачи необходимо, прежде всего, выбрать техническое обеспечение. Критерии оценки некоторых характеристик персональных компьютеров приведены в таблице 1.

Основываясь на анализе деятельности студенческого правого бюро, разумно предположить, что вторая конфигурация компьютера вполне удовлетворяет выполняемым волонтёрами бюро функциям (работа с текстовыми документами и базами данных) по скорости, качеству и цене. Объем оперативной памяти является достаточным для использования на данном компьютере необходимых информационных технологий и программ, таких, например, как СУБД Access, SQL Server, Oracle, СПС Гарант, Консультант.

Таблица 1 – Основные характеристики персональных компьютеров

Тип процессора

Тактовая частота

Разрядность шины

Размер оперативной памяти

Емкость жесткого диска

Стоимость

Intel® Core™2 Duo CPU

T7100

1.80 Ггц

32 бит

1024 Мб

120 Гб

17400 р.

Celeron®

2.54 Ггц

32 бит

1,43 Гб

80 Гб

13050 р.

CM900

1.80 Ггц

64 бит

2048 Мб

160 Гб

20300 р.

Помимо этого необходимо выбрать вспомогательные устройства, такие как принтер, сканер, при необходимости модем.

Сравнительные характеристики принтеров представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Сравнительные характеристики принтеров

Название

Тип

Разрешение

Скорость работы

Цена

Принтер Canon Pixma IP-1800

Струйный

4800x1200 dpi

20 ppm

1 639 р.

Принтер Epson Stylus T30

Струйный

5760х1440 dpi

38 ppm

3 022 р.

Принтер HP LaserJet P2035

Лазерный

1200x1200 dpi

30 ppm

13 442 р.

Из всех представленных принтеров наиболее приемлемым по всем параметрам является первый принтер, т.к. разрешение подходит для распечатки простых черно-белых документов, скорость работы не обязательно должна быть высокой из-за небольших нагрузок на принтер, да и невысокая цена также немаловажна для консультации, работающей на безвозмездной основе.

Часто бывает так, что оригинал документа создан на бумажном носителе, и его необходимо перевести в электронный вид, обработать и добавить в базу данных. Для таких целей необходим сканер (см. табл. 3).

Таблица 3 – Сравнительные характеристики сканеров

Название

Разрешение

Цена

Сканер Canon LIDE 100

2400x4800 dpi

2 532 р.

Сканер Epson Perfection V30

3200x9600 dpi

3 521 р.

Сканер HP Scan Jet G2410

1200x1200 dpi

2 243 р.

Здравомысляще отметить, что сканер Canon – самый подходящий и по техническим характеристикам, и по цене. Он не самый дешевый из всех, но поскольку кроме документов часто приходится сканировать и цветные изображения, фотографии для подготовки презентаций, буклетов «Студенческого правового бюро», его разрешение вполне приемлемо.

Для быстрого и точного ответа на заявку юристу-консультанту желательно наличие выхода в глобальную сеть, а выполнение дистанционной заявки (по электронной почте или через сайт, который разумно разработать для бюро) без неё просто невозможно. Причём разумно предположить, что возможность оказания консультации клиентам студенческого бюро в виде электронной услуги повысит статус бюро, так как государственные органы страны переходят на электронный вид оказания услуг.

Для общественных приемных бюро, расположенных в корпусах Тамбовского государственного технического университета, Интернет предоставляется Тамбовским областным центром новых информационных технологий (ЦНИТ), действующим в качестве подразделения университета. ЦНИТ является центром информатизации региона и предоставляет такие услуги, как: подключение по Тамбовской беспроводной сети передачи данных (TWN), инфоканал, размещение информации абонента на WWW-серверах оператора (хостинг), электронная почта.

Также для выхода в глобальную сеть бюро может быть использован мобильный USB-модем, сравнительно недорогой, беспроводной, портативный, с безлимитным тарифом.

Под программным обеспечением следует понимать операционную систему, с которой будет работать компьютер, и набор прикладных программ для решения профессиональных задач.

Сравнительный анализ некоторых операционных систем (ОС) представлен в табл. 4.

Таблица 4 – Сравнительная характеристика некоторых операционных систем

Название ОС

Достоинства ОС

Стоимость

1

2

3

Windows XP

Удаленный доступ к компьютеру, автономные файлы и папки, масштабируемая поддержка процессора, шифрованная файловая система, управление доступом, централизованное администрирование, групповая политика, установка и поддержка программного обеспечения, перемещаемые профили пользователей, служба удаленной установки, многоязычный пользовательский интерфейс.

3700 р.

Windows Vista

Многосистемная конфигурация, восстановление зашифрованных файлов и папок, модернизированная система поиска файлов и папок, полный контроль энергопотребления компьютера (ноутбука), наличие Windows Media Center, синхронизация компьютера с внешними устройствами, повышенное обеспечение

3100 р.

Продолжение табл. 4

1

2

3

 

безопасности компьютера.

 

Linux

Открытая архитектура, свободное распространение, высокий уровень стабильности работы системы, быстрота работы, идеальна для сетевой работы, недорогие дистрибутивы для данной ОС.

Бесплатно

Несмотря на цену, выбираем ОС Windows XP. Данная ОС проверена временем, имеет наиболее дружественный интерфейс, с ней совместимо большинство выпускаемого сегодня программного обеспечения, кроме этого система имеет множество других достоинств.

Теперь необходимо выбрать систему управления базами данных (СУБД), в которой будет создаваться база данных. Наиболее распространённые СУБД представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Характеристики некоторых СУБД

Название

Функциональные возможности

Стоимость

1

2

3

FoxPro

Возможность создания с помощью системы Visual FoxPro масшта­бируемых компонентов, интегрируемых в архи­тектуру клиент/сервер, а также в среду сетей Ин­тернет и интранет.

Усовершенствования среды разработчика и набора инструменталь­ных средств обеспечи­вают для разработчика на Visual FoxPro небы­валую гибкость на­стройки и производи­тельность.

23 тыс.р.

Oracle

  • MVCC (англ. MultiVersion Concurrency Control)

125 тыс.р.

Продолжение табл. 5

1

2

3

 

Многоверсионность данных для управления параллельными транзакциями

  • Секционирование

  • Автономные транзакции

  • Automatic Storage Management Автоматическое управление хранением файлов БД

  • Пакеты

  • sequence

  • Аналитические функции

  • Profile manager

  • Oracle Label Security

  • Streams

  • Advanced Queuing

  • Flashback Query

  • RAC (англ. Real Application Clusters)

  • Объектно-ориентированные свойства

  • Automatic Database Diagnostic Monitoring — Автоматический мониторинг и диагностика БД для выявления проблем производительности и, возможно, автоматической корректировки (если таковая определена администратором)

  • Подсказка в SQL-запросе (иначе Хинт)

 

SQL Server

SQL Server 2008 направлен на то, чтобы сделать управление данными самонастраивающимся, са­моорганизующимся и самообслуживающимся ме­ханизмом — для реализации этих возможностей были созданы технологии SQL Server Always On.

100 тыс.р.

Продолжение табл.5

1

2

3

 

Это позволит уменьшить до нуля время нахожде­ния сервера в нерабочем состоянии.

В SQL Server 2008 была добавлена поддержка структурированных и частично структурированных данных, включая цифровые форматы для изобра­жений, звуков, видео и других типов мультимедиа. Поддержка мультимедиа форматов внутри СУБД позволила специализированным функциям взаимо­действовать с этими типами данных.

Кроме этого, были включены специализированные форматы даты и времени и пространственный (англ. Spatial) тип для пространственно зависимых данных. Для неструктурированных данных были добавлены специализированные типы, например, тип File.

Для повышения эффективности администрирования в SQL Server были включены библиотеки Declarative Management Framework, позволяющие распределять полномочия для баз данных или от­дельных таблиц. Были улучшены методы компрес­сии данных. SQL Server Katmai поддерживает набор библиотек ADO.NET Entity Framework и средства оповещения, репликации и определения данных.

 

MS Access

Основные компоненты MS Access:

  • построитель таблиц;

  • построитель экранных форм;

  • построитель SQL-запросов (язык SQL в MS

4500 р.

Продолжение табл.5

1

2

3

 

Access не соответствует стандарту ANSI);

  • построитель отчётов, выводимых на печать.

Они могут вызывать скрипты на языке VBA, по­этому MS Access позволяет разрабатывать при­ложения и БД практически «с нуля» или написать оболочку для внешней БД.

MS Access является файл-серверной СУБД и по­тому применима лишь к маленьким приложе­ниям. Отсутствует ряд механизмов, необходимых в многопользовательских БД, таких, например, как триггеры.

 

Open

Office.org Base

Механизм подключения к внешним СУБД, плюс встроенная СУБД HSQLDB, входит в состав OpenOffice.org. Начиная с версии 3.0 поддерживает формат базы данных Microsoft Access.

бесплатно

Из представленных в таблице 5 для работы студенческого бюро подходят: 1) СУБД MS Access, поставляемый в пакете прикладных программ MS Office, вследствие его совместимости с ОС Windows, простоты и, главное, относительно небольшой цены, 2) OpenOffice.org Base, вследствие того, что пакет программ OpenOffice бесплатен и Base совместим с MS Access. Кроме того, возможности и Access, и Base достаточны для создания автоматизированной системы учёта заявок клиентов бюро и подготовленных волонтёрами ответов, а также для работы с данной системой.

Вообще программный комплекс MS Office является основным в работе юриста-консультанта. Наиболее часто используемая программа – это текстовый процессор Microsoft Office Word, так как консультанту чаще приходится работать с текстовой информацией. Другие программы, входящие в пакет Microsoft Office, также используются студентами. В ТГТУ используется лицензионная версия пакета MS Office, поэтому правовое бюро им тоже обеспечено. При необходимости студенты-волонтеры правового бюро могут перейти на применение программ пакета OpenOffice.org.

Компьютерная справочная правовая система (СПС) – программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты. СПС позволяет специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, создавать списки найденных по определенной тематике документов, выводить информацию на печать и т.д. [12].

Наиболее известны в России следующие справочные правовые системы:

  • «Гарант»;

  • «КонсультантПлюс»;

  • «Кодекс»;

  • «Законодательство России» и другие.

Для студентов-юристов доступны 2 системы: «Гарант» и «КонсультантПлюс», т.к. компании, сопровождающие эти системы в Тамбове, тесно сотрудничают с высшими учебными заведениями: устанавливают системы в учебных аудиториях, обучают студентов работе с системой, предоставляют бесплатные диски систем для студентов.

Наиболее эффективна работа в этом направлении у компании «Гарант»: помимо всего вышеперечисленного она систематически проводит олимпиады для студентов, победители которых становятся обладателями стипендии «Гарант», также компания каждый семестр предоставляет студентам диски со своей системой, что очень удобно для студентов, т.к. они могут иметь справочную систему дома, не подключаясь к глобальной сети. Именно поэтому тамбовское студенческое правовое бюро от­дает предпочтение именно СПС ГАРАНТ.

Выбор программного и аппаратного обеспечения был произведён по следующим соображениям:

  • необходимый набор выполняемых функций;

  • стабильность и надежность работы;

  • мобильность оборудования (с целью постоянного перемещения центра из одного помещение в другое);

  • оптимальная стоимость.

Таким образом, проведённый анализ программно-технических средств показал, что для автоматизированного рабочего места волонтёров разумно использовать процессор Celeron®, принтер Canon Pixma IP-1800, сканер Canon LIDE 100, оптоволоконную сеть для подключения к Интернету (или USB-модем), ОС Windows XP, СУБД MS Access или OpenOffice.org Base, СПС ГАРАНТ.

  1.  
    1. Обоснование целесообразности разработки автоматизированной системы учета консультаций студенческого правового бюро

Как было выяснено в процессе анализа деятельности правового бюро, основной функцией студентов-юристов является оказание юридических консультаций населению и подготовка необходимых клиенту документов.

Для доклада о результатах деятельности бюро координатор проекта из числа студентов бюро ежемесячно подготавливает отчеты директору ТРОО «ЦПТ «Гражданский союз».

Отчеты выполняются с использованием текстового редактора Microsoft Word, без использования иных программных средств. Процесс написания отчета сопровождается сбором заявок у всех юристов-консультантов проекта с целью их статистической обработки, выявления наиболее активных студентов-волонтёров, а также наиболее посещаемых приемных по оказанию юридической помощи населению, определения самых популярных категорий заявок по отраслям права. Необходимо подчеркнуть, что работа с бумажными источниками информации требует большого количества времени, высокой сосредоточенности, что приводит к утомляемости сотрудника, выполняющего эту работу, следовательно, к возможным ошибкам, т.е. снижению эффективности труда.

Так, для выполнения всех функций бюро недостаточно применения в работе только стандартных программных средств, т.е. пакета прикладных программ и справочных правовых систем. Рационально предложить разработку и дальнейшее применение автоматизированной система учёта заявок клиентов и выполненной бюро работы. Использование в работе бюро такой системы позволит юристам-консультантам избавиться от рутинной бумажной работы. Студенты - сотрудники бюро получат возможность обращаться за необходимой для отчета (или для подготовки ответов на аналогичные вопросы клиентов) информацией к базе данных с электронными вариантами заявок, что значительно сократит время на выполнение работы.

Наличие автоматизированной система учёта позволит решить много вопросов, с которыми сталкивается студент-волонтёр в процессе своей деятельности, например, вопрос хранения заявок. В случае отражения электронных версий заявок в единой системе консультанты смогут иметь постоянный доступ к заявкам, легко воспользоваться информацией, внесенной в заявку, а также теми или иными необходимыми данными из обработанных заявок.

Таким образом, в целях повышения эффективности труда волонтёров студенческого правового бюро рационально предположить разработать и внедрить в практику автоматизированную систему учета консультаций бюро.

3 РАЗРАБОТКА автоматизированной системы учета консультаций студенческого правового бюро

3.1 Постановка задачи

В ходе анализа работы «Студенческого правового бюро» была выявлена проблема отсутствия автоматизированной системы по регистрации работы бюро. Первоначальный учёт заявок клиентов до настоящего времени производится вручную, в связи с этим для создания автоматизированной системы учета требуется разработать программный продукт, который позволит избавиться от рутинной работы и облегчить учет документов, сокращая время на их дальнейший поиск и анализ. Для этого требуется реализовать возможность:

  • ввода данных в систему;

  • редактирования данных;

  • просмотра введенных данных;

  • поиска необходимых данных;

  • подготовки отчетов;

  • вывода отчетов и документов на печать.

Основой любой автоматизированной системы является база данных. Базы данных позволяют соединять числовой, текстовый и графический типы данных в единое целое, а также обеспечивают надежное хранение информации в структурированном виде, облегчают поиск необходимой информации за счет существующих связей. Практически любая современная организация нуждается в базе данных, удовлетворяющей те или иные потребности по хранению, управлению и администрированию данных [14].

Базы данных крайне полезны для организации документооборота, так как позволяют исключить дублирование и ускорить обработку документов клиентов, и, следовательно, увеличить оборот и доход фирмы. Улучшение вида документов при этом положительно влияет на имидж фирмы и также позволяет привлекать клиентов.

Для создания базы данных необходимо выбрать систему управления базами данных. Теоретически при выборе СУБД нужно принимать во внимание десятки факторов. Но практически разработчики руководствуются лишь собственной интуицией и несколькими наиболее важными критериями, к которым, в частности, относятся [11]:

  • тип модели данных, которую поддерживает данная СУБД, её адекватность потребностям рассматриваемой предметной области;

  • характеристики производительности системы;

  • запас функциональных возможностей для дальнейшего развития системы;

  • степень оснащённости системы инструментарием для персонала администрирования данными;

  • удобство и надежность СУБД в эксплуатации;

  • стоимость СУБД и дополнительного программного обеспечения.

СУБД представляет собой программный комплекс, предназначенный для выполнения операций по обработке данных с целью обеспечения пользователей информацией.

Для разработки компьютерной студенческой правовой службы будет использоваться лицензионная программа Microsoft Access.

Выбор СУБД основан на том, что Microsoft Access является компонентом пакета офисных программ Microsoft Office, который наиболее распространен на рынке программных продуктов и прост в использовании.Кроме того, Access обладает широким диапазоном средств для ввода, анализа и представления данных. Эти средства являются не только простыми и удобными, но и высокопродуктивными, что обеспечивает высокую скорость разработки приложений.

Также одним из основных критериев выбора СУБД явилась используемая в Access реляционная модель представления данных.

Реляционная модель данных представляется в виде таблицы, информационными единицами которой являются поля. Для описания информационных объектов предназначается соответствующий язык описания информационных документов.

Кроме того, СУБД MS Access была выбрана исходя из следующих представлений [17]:

  • функциональных возможностей СУБД достаточно для создания и работы с базами данных в небольших организациях;

  • довольно небольшая цена по сравнению с другими более мощными СУБД;

  • обеспечивает доступ ко всем типам данных;

  • имеется возможность одновременного использования нескольких таблиц БД;

  • использование Access несложно для непрофессиональных пользователей;

  • лёгкость создания таблиц при помощи одного из трёх режимов: с помощью конструктора, с помощью мастера и путём ввода данных;

  • простота создания связей между таблицами с помощью «Редактора связей»;

  • наличие встроенного механизма проверки целостности данных.

3.2 Проектное решение задачи

Проектирование баз данных (БД) состоит из трех этапов: 1) построение информационно-логической модели (инфоло­гической), 2) построение даталогической модели и 3) физической.

На первом этапе описывается предметная область на содержательном уровне. Результат анализа предметной области показал, что в базу данных в соответствии с заявкой на оказание бесплатной юридической консультации должны войти объекты: "Клиенты" и "Волонтёры".

Объект "Клиенты" должен содержать следующие данные:

  • ФИО клиента;

  • адрес;

  • дата рождения;

  • телефон;

  • социальный статус;

  • возраст;

  • категория ситуации;

  • форма ответа;

  • ответчик;

  • дата заявки;

  • текст заявки (в виде ссылки на doc-файл);

  • ответ на заявку (в виде ссылки на doc-файл).

Объект "Волонтёры" будет включать следующие данные:

  • ФИО консультанта;

  • ВУЗ;

  • специальность;

  • курс;

  • статус.

Даталогическая модельописывает объекты и связи предметной области на формальном уровне. Ее разработка ведется на втором этапе и основывается на инфологической модели, полученной на первом этапе, т.е. эта модель является отображением инфологической модели на конкретную СУБД. В процессе разработки осуществляется выбор типа модели данных и определяются ее элементы. Каждая система управления базами данных (СУБД) поддерживает только одну из моделей. Выбор модели данных и выбор СУБД тесно взаимосвязаны. Для решения выше поставленной задачи построим и опишем структуры таблиц БД в виде диаграмм функциональной зависимости (см. рис. 4, 5).

Рисунок 4 – Диаграмма функциональной зависимости «Клиенты»

Рисунок 5 – Диаграмма функциональной зависимости «Волонтёры»

На данные, входящие в объекты системы, накладываются определенные ограничения (рис. 6, 7).

Рисунок 6 – Ограничения, накладываемые на данные таблицы «Клиенты»

Рисунок 7 – Ограничения, накладываемые на данные таблицы «Волонтёры»

Для того чтобы доступ к данным был общим в системе, следует связать таблицы друг с другом на основе общих полей, причем в одной из таблиц это поле обязательно должно быть ключевым. Связь таблиц представлена на рисунке 8.

Рисунок 8 – Схема связей таблиц

Внутренняя, или физическая, модель данныхопределяет способ размещения данных непосредственно на машинном носителе, учитывает распределение данных, методы доступа и способы индексирования. В современных прикладных программных средствах этот уровень организации обеспечивается автоматически без вмешательства пользователя. Пользователь, как правило, оперирует в прикладных программах и универсальных программных средствах представлениями СУБД на организацию данных. Таким образом, основная задача проектирования заключается в создании инфологической модели ПО и концептуальной БД [9].

Следовательно, в ходе разработки базы данных должен быть определен состав взаимосвязанных реляционных таблиц и определен состав атрибутов каждого отношения с указанием ограничений на их допустимые значения. Состав атрибутов должен отвечать требованиям нормализации. Нормализация отношений производится на этапе концептуального проектирования БД.

Рассмотренные выше операции в той или иной мере реализуются в языке манипулирования данными (ЯМД) СУБД, обеспечивающим обработку реляционных таблиц. К таким языкам относится, например, язык SQL (Structured Query Language), язык QBE (Query By Example) и другие языки запросов.

В результате проектного решения задачи была разработана структура базы данных, установлены ограничения на данные, входящие в базу, выполнена связь таблиц друг с другом.

3.3 Программная реализация задачи

Определившись с аппаратным и программным обеспечением компьютерной студенческой правовой службы, следует приступить к созданию системы учёта консультаций бюро.

Поставленную задачу необходимо решать пошагово. Па первом этапе создается база данных системы, основным объектом которой являются таблицы, в данном случае это таблицы «Клиенты» и «Волонтёры» (см. рис. 9, 10).

Для создания таблиц был выбран режим конструктора (Таблицы→Создание таблицы в режиме конструктора). Формирование структуры таблицы происходит при заполнении соответствующего бланка, в котором указываются необходимые поля, тип данных, свойства поля и т.д. Режим конструктора предоставляет наиболее широкие возможности по созданию объектов таблицы, его удобно использовать для внесения необходимых коррективов в таблицы, созданные различными способами.

Таблица Клиенты является главной. Первичный ключ – поле Код клиента, индексированное поле – Код юриста-консультанта (совпадения не допускаются). Для значений полей Дата рождения и Дата заявки используем маску ввода Краткий формат даты.

Таблица Волонтёры – подчинённая. Первичный ключ – Код юриста-консультанта. Для заполнения полей ВУЗ, Специальность, Курс, Статус используем Мастер подстановок: в поле со списком Тип данных соответствующего поля выбираем Мастер подстановок, затем выбираем источник данных (фиксированный набор значений) и вводим необходимые значения.

Рисунок 9 – Таблица Клиенты

Рисунок 10 – Таблица Волонтеры

Затем таблицы необходимо связать. Для выполнения данного действия используется команда «Схема данных». Поле «Код юриста-консультанта» таблицы «Клиенты» связывается с полем «Код юриста-консультанта» таблицы «Волонтёры», при этом используется вид связи «один-к-одному».

На следующем этапе разумно обеспечить целостность данных при установлении связи. При этом на связанные таблицы будут наложены следующие ограничения [11]:

  • невозможно ввести в поле внешнего ключа связанной таблицы значение, которое не существует в ключевом поле главной таблицы;

  • нельзя удалить запись из главной таблицы, если существуют связанные с ней записи в подчиненной таблице;

  • запрещено изменение значения ключевого поля в главной таблице, если имеются записи, связанные с данной записью.

При наложении условий целостности данных любая попытка выполнить действие, нарушающее перечисленные запреты, приведёт к выводу окна с предупреждением, а само действие выполнено не будет.

При установленном параметре «Каскадное обновление связанных полей» изменение значения в ключевом поле главной таблицы приведёт к автоматическому обновлению соответствующих значений во всех связанных таблицах. А при установленном параметре «Каскадное удаление связанных записей» удаление записи в главной таблице приводит к автоматическому удалению связанных записей в подчинённой таблице.

Итак, таблицы готовы к дальнейшей обработке.

Форма в базе данных может использоваться для решения следующих задач [16]:

  • ввод, редактирование и просмотр информации, находящейся в таблицах;

  • отображение результатов запросов;

  • организация экранного окна поиска необходимой информации по БД (с использованием различных условий и макросов);

  • распечатка данных в организованном виде;

  • сохранение в виде отчёта с последующей модификацией;

  • создание пользовательских экранных форм, облегчающих работу с БД в целом.

Чтобы облегчить процесс создания формы, создадим запрос на выборку Заявка с помощью мастера (Запросы→Создание запроса с помощью мастера), в который включим все поля из обеих таблиц, кроме поля Код юриста-консультанта таблицы Клиенты (возьмём аналогичное поле из таблицы Юристы).

Запрос – это динамический (виртуальный) набор данных, которые существуют только во время выполнения запроса. В силу этого при каждом новом выполнении запроса можно получать различные результаты, учитывающие все изменения, которые произошли с данными в таблицах.

Запрос Заявка показан на рисунке 11.

Рисунок 11 – Запрос Заявка

Теперь вернёмся к созданию форм. Сначала создадим главную форму, которая будет представлять собой диалоговое окно для входа в систему учёта заявок. Для этого используем Конструктор создания форм (Формы→Создание формы в режиме конструктора). На форме поместим две кнопки:

  • «Автоматизированная система учёта консультаций» - нажатием кнопки осуществляется переход в форму, содержащую заявки клиентов;

  • «Выйти из приложения» - нажатием кнопки осуществляется выход из приложения MS Access.

Для создания кнопок существует пиктограмма Кнопка на Панели элементов, при добавлении кнопки на форму появляется окно Создание кнопки с меню Категории и Действия. Здесь выбирается действие, которое будет выполняться при нажатии кнопки.

Кроме того, поместим на главную форму изображение с логотипом Студенческого правового бюро. Для этого необходимо выполнить щелчок по пиктограмме Рисунок Панели элементов и выделить на форме область расположения рисунка, появится окно Выбор рисунка, где осуществляется выбор необходимого файла.

Теперь необходимо сделать так, чтобы главная форма открывалась автоматически при запуске приложения. В меню Сервис выбираем команду Параметры запуска, где в меню со списком Вывод формы/страницы выбираем Автоматизированная система учёта консультаций. Здесь же при желании можно убрать окно базы данных и строку состояния, а также выбрать значок для приложения и озаглавить его. Заголовок нашего приложения – «Автоматизированная система учёта консультаций». Готовая форма выглядит следующим образом (рис. 12):

Рисунок 12 – Автоматизированная система учёта консультаций

Основную по своему содержанию форму приложения под названием Заявка создадим с помощью мастера (Формы→Создание формы с помощью мастера). В окне Создание формы выбираем заранее подготовленный запрос, все его поля помещаем в форму. Далее выбираем внешний вид и стиль формы и открываем форму для просмотра и ввода данных.

В конструкторе формы можно поменять её оформление, создать необходимые надписи и кнопки. На форме мы создадим кнопки с рисунками, при нажатии на которые будут выполняться соответствующие команды:

  • «Найти запись»;

  • «Печать записи»;

  • «Сохранить запись»;

  • «Удалить запись»;

  • «Выйти из приложения».

Готовая форма показана на рисунке 13.

Рисунок 13 – Заявка

Построение формы, таким образом, создает наиболее комфортные условия ее использования для пользователей, т.е. юристов-волонтёров правового бюро.

Форма представляет возможность студентам-юристам работать с данными о лицах, подавшими заявку на оказание правовой помощи, а также о студентах, принявших заявку, получать быстрый доступ к тексту заявки и ответу на неё. Причем, из раскрывающихся списков сотрудники смогут выбрать необходимую для них запись, что избавляет их от необходимости вбивать текст каждый раз при необходимости внести определенную запись. Это значительно упрощает работу с системой и сокращает вероятность возможных ошибок при наполнении формы данными.

Как видно из рис. 13, консультанты в процессе работы с формой получат возможность производить некоторые операции с данными, используя кнопки, расположенные в примечании формы.

Кнопка «Найти запись» дает возможность поиска среди уже существующих записей для дальнейшей работы с ними.

Кнопка «Печать записи» позволяет пользователям распечатать записи.

Кнопка «Сохранить запись» и «Удалить запись» как элементы, позволяющие сохранить изменения, внесенные в данные, или удалить ненужную информацию, отображаемую в системе, являются одними из самых важных.

По завершении работы с системой учета заявок клиентов пользователи с помощью кнопки «Выйти из приложения» заканчивают работу с Access.

Таким образом, автоматизированная система учёта консультаций бюро, созданная в итоге дипломной работы, является средством, необходимым для студентов-консультантов при работе с клиентами.

Ведение автоматизированной системы позволяет экономить время, рационально используемое для решения других задач, стоящих перед юридическим бюро.

Отчеты о работе, проделанной студентами бюро каждый месяц, квартал или год, обязательные для представления руководству, теперь будут подготавливаться гораздо быстрее благодаря использованию системы.

С помощью данной системы данные могут храниться в электронном виде, что избавит консультантов от необходимости работы с бумажными носителями информации.

В дальнейшем в студенческом правовом бюро Тамбова планируется оказание юридических консультаций дистанционно через Internet, и тогда автоматизированная система учёта заявок клиентов станет в наибольшей степени востребована студентами.

Разработка такой системы продиктована необходимостью избавления от рутинной бумажной работы, повышением производительности труда и формированием новых способов исполнения своих функций консультантами студенческого правового бюро.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполнения дипломной работы были сделаны следующие выводы.

«Студенческое правовое бюро» – это проект, возникший на базе Тамбовской региональной общественной организации «Центр правовых технологий «Гражданский союз» при содействии руководства юридического факультета Тамбовского государственного технического университета и направленный на юридическую поддержку малоимущих граждан. Правовую помощь населению на безвозмездной основе оказывают студенты 3 - 4 курсов, обучающиеся по юридической специальности.

Основная цель проекта: создание условий для профессионального роста и формирования гражданской ответственности молодёжи через организацию консультационных услуг социально незащищённым категориям граждан.

Правовое бюро осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, Федеральными законами «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об общественных объединениях», а также на основании Устава и Договора с добровольцами.

В целях обеспечения условий для реализации на территории Тамбовской области права граждан на получение квалифицированной юридической помощи разработан проект закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» [7].

Так как диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться студентам-консультантам, чрезвычайно широк: это гражданское, трудовое, жилищное, земельное право и т.д., они в своей практической деятельности руководствуется действующим законодательством РФ: Гражданским, Уголовным, Трудовым, Семейным, Жилищным, Земельным кодексами, Федеральными законами, в том числе «О защите прав потребителей», «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О судебных приставах», а также действующими локальными актами.

В процессе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи.

  1.  
    1. Выполнен анализ деятельности волонтёров студенческого правового бюро, который показал, что при консультировании граждан много времени занимает заполнение заявок «вручную», поиск уже выполненных ответов на аналогичные вопросы, а также сама подготовка ответов или составление документов «вручную». Поэтому была предложена целесообразность создания автоматизированного рабочего места студента-консультанта.

    2. Выполнено обоснование выбора программно-технических средств для автоматизированного рабочего места студенческого правового бюро.

Выбор программного и аппаратного обеспечения был произведён по следующим соображениям:

  • необходимый набор выполняемых функций;

  • стабильность и надежность работы;

  • мобильность оборудования (с целью постоянного перемещения центра из одного помещение в другое);

  • совместимость;

  • оптимальная стоимость.

Для автоматизированного рабочего места студентов-волонтёров бюро предложено использовать процессор Celeron®, принтер Canon Pixma IP-1800, сканер Canon LIDE 100, ОС Windows XP, пакет программ MS Office или OpenOffice.org, так как программы пакета OpenOffice поддерживают форматы программ MS Office и, что немаловажно, являются бесплатными, справочную правовую систему ГАРАНТ, оптоволоконную сеть для подключения к сети Интернет (или USB-модем).

в целях повышения эффективности труда волонтёров студенческого правового бюро для автоматизированного рабочего места было предположено разработать автоматизированную систему учета консультаций бюро.

  1.  
    1. В процессе выполнения дипломной работы система создана и внедрена в практику.

Разработанная автоматизированная система учёта консультаций бюро позволяет регистрировать заявки клиентов и хранить архив ответов. Использование системы избавляет консультантов рутинной бумажной работы при заполнении заявок, позволяет быстро выполнить поиск информации необходимой, например, для подготовки отчетов о работе, проделанной студентами бюро за месяц, квартал или год, которые в обязательном порядке должны представляться руководству проекта.

Таким образом, ведение автоматизированной системы позволяет экономить время, которое может быть использовано для решения других задач, стоящих перед юридическим бюро.

В дальнейшем в студенческом правовом бюро Тамбова планируется оказание юридических консультаций дистанционно через Internet, и тогда автоматизированная система учёта заявок клиентов станет востребована студентами-консультантами в наибольшей степени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с попр.) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  3. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  4. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (в ред. Федерального закона от 23 декабря 2010 г. N 383-ФЗ) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  5. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  6. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ-Эксперт. Версия от 16 июня 2012 г.

  7. Проект закона Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области» (внесен главой администрации Тамбовской области 15.06.2012 г. № 2.5-1995/12-0-0) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tambovoblduma.ru/files/sokolina/2.5-1995-12.zip.

  1. Бурцева Е.В. Информационные технологии в юриспруденции: учеб. пособие / Е.В. Бурцева, А.В. Селезнёв, В.Н. Чернышов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2012. – 104 с.

  2. Житкова О.А. Проектирование баз данных в СУБД Ассеss / О.А. Житкова, М.А. Журина, Е.К. Кудрявцева. – М.: Интеллект-Центр, 2006. – 64 с.

  3. Информатика для юристов и экономистов: учеб. / С.В. Симонович [и др.]. – СПб.: Питер, 2006. – 688 с.

  4. Кузин А.В. Базы данных: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Кузин, С.В. Левонисова. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

  5. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005 / В.П. Леонтьев. – М.: ОЛМА–ПРЕСС Образование, 2005. – 800 с.

  6. Разработка автоматизированных рабочих мест. КРАСИНФОКОМ ХОЛДИНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infocom-kras.ru/it/page/avtomatizirovannye_rabochie_mesta.

  7. Рудикова Л.В. Базы данных. Разработка приложений / Л.В. Рудикова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2006. – 496 с.

  8. Студенческое правовое бюро [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taminfo.ru/novosti/2352-studencheskoe-pravovoe-byuro.html

  9. Сысоев Э.В. Базы данных: лекции к курсу / Э.В. Сысоев, Е.В. Бурцева. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2007. – 48 с.

  10. Терехов А.В. Правовые информационные системы / А.В. Терехов, А.В. Чернышов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО ТГТУ, 2006. – 86 с.

Просмотров работы: 596