НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭФФЕКТИВНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Лукьянчикова О.И. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наиболее важным звеном финансовой политики государства на современном этапе выступает налоговая политика, регулирующая экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Выделяют два вида налоговой политики: сдерживающую и стимулирующую. Сдерживающая политика реализуется с целью регулирования пропорций экономического развития страны, выравнивания доходов населения и т.д при увеличении налоговых ставок и налоговых льгот. Стимулирующая политика реализуется при снижении налоговых ставок и налоговых льгот для ускорения экономического роста в стране[3, с. 26-27].

С налоговой политикой тесно связано налоговое администрирование. Чтобы проведение финансовой политики было эффективным, государству необходимо разработать такую систему налогового администрирования, механизм которой обеспечивал бы достаточные поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

Подсистема налогового администрирования должна обеспечивать контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Тем самым обеспечивается реализация контрольной функции государства в сфере налоговых отношений, осуществляемая уполномоченными органами, которыми являются, например, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба в пределах компетенции каждой из них, что предполагает их самостоятельность и специфические формы осуществления контрольной функции [2, с. 95].

Налоговое законодательство должно обеспечивать понятность и простоту уплаты налога для налогоплательщика, противодействовать уклонению от налогообложения, а также способствовать минимизации затрат государства на осуществление налогового администрирования и содержание налоговых органов.

Повышению эффективности налогового администрирования способствуют налоговый аудит, налоговое планирование, совершенствование информационных систем, повышение квалификации кадрового состава налоговых органов и улучшение обслуживания налогоплательщиков.

Меры налоговой политики в 2015 году были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы и дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования:

- рост собираемости внутреннего НДС за счёт улучшения администрирования (Федеральная налоговая служба), на очереди импортный НДС (Федеральная таможенная служба), акцизы на алкоголь (Росалкогольрегулирование), страховые взносы (ФНС/внебюджетные фонды);

- субъекты Федерации могут снижать ставки налога для применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1%, снижать ставки налога для применяющих ЕНВД с 15 до 7,5%;

- проведён анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам, что является основой для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений [5].

По результатам прошлых периодов были разработаны основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Основными из них являются следующие:

- предоставление налоговых льгот вновь созданным предприятиям промышленности при осуществлении ими капитальных вложений;

- повышение предельного значения стоимости амортизируемого имущества до 80 - 100 тыс. рублей;

- усовершенствование системы специальных налоговых режимов;

- упрощение порядка начисления и принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспортных операциях.

- распространение на операции, облагаемые по ставке НДС в размере 0 процентов, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;

- поэтапная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам [1].

Также Правительством РФ был утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", направленный на оптимизацию и совершенствование системы налогового администрирования, создание комфортных условий взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти при подаче и формировании налоговой отчетности, а также усовершенствование процесса документооборота.

Основными эффектами от реализации данной «дорожной карты» на сегодняшний день стали:

- возможность получения социальных налоговых вычетов у работодателей (налоговых агентов);

- возможность представления в электронном виде справку налогового органа об отсутствии задолженности в банки;

- упрощены правила ведения учета по НДС, что приводит к сокращению времени на учет счетов-фактур у налогоплательщика;

- внедрение электронного документооборота;

- стандартизация кодов налогового (отчетного) периода в налоговых декларациях и отчетах.

В Публичной декларации целей и задач ФНС России указаны основные результаты деятельности ФНС России в сфере налогового администрирования (табл.1) [4].

Таблица 1 – Результаты деятельности ФНС России

Показатели

Год

2013

2014

2015

9 мес 2016

Доначислено на одну выездную проверку, млн руб.

6,9

8,2

8,9

13,0

Количество выездных налоговых проверок, тыс. ед.

41

36

31

20,1

Количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, тыс. дел

11,0

10,5

10,5

7,3

Эффективность процедуры банкротства, %

-

3,2

4,8

-

Отношение задолженности к поступлениям, %

10,2

9,4

8,4

9,5

Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет, тыс. ед.

69,2

87,9

178,0

271,0

Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России, %

76,6

79,3

83,8

-

Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции, %

55

83

76

86

Значимыми показателями проводимых преобразований в области налогового администрирования стали показатели количества проводимых выездных налоговых проверок, число которых снижается, с одновременным повышением их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений. За исследуемый период наблюдается положительная динамика показателей по всем направлениям, что говорит об эффективности осуществляемого налогового администрирования, а соответственно и об улучшении результатов налоговой политики.

Таким образом, налоговое администрирование является одним из важнейших элементов налоговой политики, поскольку на основной стратегии отражаются как средства повышения эффективности налогового администрирования, так и факторы негативной направленности.

Список использованной литературы

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru

2. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Г.Б. Поляка , А.Н.Романова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 400 с.

3. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013, 388 с.

4. Публичная декларация целей и задач ФНС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru

5. Финансовая политика: некоторые важные результаты и показатели 2015 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru

Просмотров работы: 746