Налоговая политика представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Выделяют два вида налоговой политики: сдерживающую и стимулирующую. Сдерживающая политика реализуется с целью регулирования пропорций экономического развития страны, выравнивания доходов населения и т.д при увеличении налоговых ставок и налоговых льгот. Стимулирующая политика реализуется при снижении налоговых ставок и налоговых льгот для ускорения экономического роста в стране[3, с. 26-27].
С налоговой политикой тесно связано налоговое администрирование. Чтобы проведение финансовой политики было эффективным, государству необходимо разработать такую систему налогового администрирования, механизм которой обеспечивал бы достаточные поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
Подсистема налогового администрирования должна обеспечивать контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.
Тем самым обеспечивается реализация контрольной функции государства в сфере налоговых отношений, осуществляемая уполномоченными органами, которыми являются, например, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба в пределах компетенции каждой из них, что предполагает их самостоятельность и специфические формы осуществления контрольной функции [2, с. 95].
Налоговое законодательство должно обеспечивать понятность и простоту уплаты налога для налогоплательщика, противодействовать уклонению от налогообложения, а также способствовать минимизации затрат государства на осуществление налогового администрирования и содержание налоговых органов.
Повышению эффективности налогового администрирования способствуют налоговый аудит, налоговое планирование, совершенствование информационных систем, повышение квалификации кадрового состава налоговых органов и улучшение обслуживания налогоплательщиков.
Меры налоговой политики в 2015 году были направлены на обеспечение стабильности налоговой системы и дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования:
- рост собираемости внутреннего НДС за счёт улучшения администрирования (Федеральная налоговая служба), на очереди импортный НДС (Федеральная таможенная служба), акцизы на алкоголь (Росалкогольрегулирование), страховые взносы (ФНС/внебюджетные фонды);
- субъекты Федерации могут снижать ставки налога для применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы» с 6 до 1%, снижать ставки налога для применяющих ЕНВД с 15 до 7,5%;
- проведён анализ системы льгот и преференций по налоговым и неналоговым (таможенным и страховым) платежам, что является основой для дальнейшей работы по мониторингу, учёту, оценке эффективности и оптимизации перечня предоставляемых льгот и освобождений [5].
По результатам прошлых периодов были разработаны основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. Основными из них являются следующие:
- предоставление налоговых льгот вновь созданным предприятиям промышленности при осуществлении ими капитальных вложений;
- повышение предельного значения стоимости амортизируемого имущества до 80 - 100 тыс. рублей;
- усовершенствование системы специальных налоговых режимов;
- упрощение порядка начисления и принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспортных операциях.
- распространение на операции, облагаемые по ставке НДС в размере 0 процентов, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;
- поэтапная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам [1].
Также Правительством РФ был утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", направленный на оптимизацию и совершенствование системы налогового администрирования, создание комфортных условий взаимодействия предпринимателей и органов государственной власти при подаче и формировании налоговой отчетности, а также усовершенствование процесса документооборота.
Основными эффектами от реализации данной «дорожной карты» на сегодняшний день стали:
- возможность получения социальных налоговых вычетов у работодателей (налоговых агентов);
- возможность представления в электронном виде справку налогового органа об отсутствии задолженности в банки;
- упрощены правила ведения учета по НДС, что приводит к сокращению времени на учет счетов-фактур у налогоплательщика;
- внедрение электронного документооборота;
- стандартизация кодов налогового (отчетного) периода в налоговых декларациях и отчетах.
В Публичной декларации целей и задач ФНС России указаны основные результаты деятельности ФНС России в сфере налогового администрирования (табл.1) [4].
Таблица 1 – Результаты деятельности ФНС России
Показатели |
Год |
|||
2013 |
2014 |
2015 |
9 мес 2016 |
|
Доначислено на одну выездную проверку, млн руб. |
6,9 |
8,2 |
8,9 |
13,0 |
Количество выездных налоговых проверок, тыс. ед. |
41 |
36 |
31 |
20,1 |
Количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, тыс. дел |
11,0 |
10,5 |
10,5 |
7,3 |
Эффективность процедуры банкротства, % |
- |
3,2 |
4,8 |
- |
Отношение задолженности к поступлениям, % |
10,2 |
9,4 |
8,4 |
9,5 |
Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет, тыс. ед. |
69,2 |
87,9 |
178,0 |
271,0 |
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы ФНС России, % |
76,6 |
79,3 |
83,8 |
- |
Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС России по противодействию коррупции, % |
55 |
83 |
76 |
86 |
Значимыми показателями проводимых преобразований в области налогового администрирования стали показатели количества проводимых выездных налоговых проверок, число которых снижается, с одновременным повышением их эффективности, и улучшении законности проведенных доначислений налогов и сборов, и уровнем взыскания данных доначислений. За исследуемый период наблюдается положительная динамика показателей по всем направлениям, что говорит об эффективности осуществляемого налогового администрирования, а соответственно и об улучшении результатов налоговой политики.
Таким образом, налоговое администрирование является одним из важнейших элементов налоговой политики, поскольку на основной стратегии отражаются как средства повышения эффективности налогового администрирования, так и факторы негативной направленности.
Список использованной литературы
1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru
2. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/ под ред. Г.Б. Поляка , А.Н.Романова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, 400 с.
3. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.И. Куликов, М.А. Куликова, Н.П. Назарчук. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2013, 388 с.
4. Публичная декларация целей и задач ФНС России [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.nalog.ru
5. Финансовая политика: некоторые важные результаты и показатели 2015 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru