ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ УУД - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ ПОЗИЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ОБУЧЕНИИ В ШКОЛЕ И ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМОВ В КАЧЕСТВЕ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫХ УУД

Акбарова Г.Р. 1, Камалова Д.А. 2
1БГПУ им. М. Акмуллы
2БГПУ имени М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С 2011 года все образовательные учреждения на территории Российской Федерации в обязательном порядке перешли на ФГОС НОО. Данный нормативный документ отличается тем, что в нем конкретно прописаны требования к его результатам , а именно к предметным умениям, лежащими в основе самого изучения предмета, метапредметным, подразумевающими под собой результаты той деятельности, что учащиеся применяют в процессе изучения различных учебных предметов, а также к личностным результатам - готовности детей к саморазвитию и самоопределению и саму способность к этому. [5]

Структуру универсальных учебных действий составляют: [3]

Личностные УУД. Ориентированы на понимание, изучение и утверждение актуальных ценностей, дают возможность сориентироваться в нравственных законах и нормах, сформировать свою жизненную позицию относительно мира.

Познавательные УУД. Содержат в себе действия исследования, поиска, отбора и структурирования нужных данных, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД. Отвечают за обеспечение возможности сотрудничества, умения слушать и слышать собеседника и понимать его, планировать и выполнять совместную деятельность, распределять роли, контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Регулятивные УУД. Включают действия по управлению собственной познавательной и учебной деятельностью с помощью постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий, оценки успешности усвоения.

Русский язык занимает центральную позицию в обучении школьника на начальном уровне образования, так как его основная направленность- это становление функциональной грамотности обучающихся. Качество обучения ребенка по другим школьным предметам в немалой степени зависит от успешности освоения русского языка. Обучение русскому языку в начальной школе является первым этапом системы обучения родному языку. Этот этап осуществляет подготовку к изучению языка в период обучения грамоте, а также обучение языку на том понятийном уровне, что доступен для понимания детей в возрасте от шести до десяти лет.

К сожалению, на сегодняшний день у детей младшего школьного возраста наблюдается тенденция снижения качества образования по русскому языку. Согласно данным, представленными Институтом возрастной физиологии РАО, трудности в ходе обучения по этому предмету отмечаются у 15-40% школьников. В ходе прохождения учебной практики в школах на 1 и 2 курсах обучения в университете нами было также отмечен невысокий уровень знаний детей по предмету. Множество орфографических, пунктуационных, грамматических и лексических ошибок было выявлено при проверке классных и домашних работ, сочинений и диктантов.

Мы считаем, что основная причина неуспеваемости детей по дисциплине «Русский язык» кроется в недостаточно сформированных у них познавательных универсальных учебных действий. Рассмотрим эти действия подробнее.

В состав познавательных универсальных учебных действий входят общеучебные, логические действия и действия постановки и решения проблем. [1]

Общеучебные универсальные действия подразумевают:

1) выявление учеником и формулирование познавательной цели;

2) отбор и выявление нужных данных; использование методов информационного поиска, в том числе с применением ИКТ

3) осмысленное и произвольное построение высказывания в устной и письменной формах;

4) подбор наиболее результативных способов решения задач в соответствии с конкретными обстоятельствами;

5) самоанализ способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

6) смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка СМИ;

7) установку и формулирование проблемы, самостоятельное построение алгоритмов деятельности в процессе решения проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия включают в себя действия анализа и синтеза, сравнения и классификации объектов по определенным признакам, установку причинно-следственных связей, построение логического рассуждения, выдвижения и обоснования предположений и гипотез.

В действия постановки и решения проблемы входит сама формулировка проблемы, а также создание учеником методов решения проблем различного характера.

Добиться эффективного формирования данного вида УУД на уроках русского языка в начальной школе возможно с помощью применения алгоритмов в процессе учебной деятельности.

Согласно словарю С.И.Ожегова [4] алгоритм-это совокупность действий для решения данной задачи. Он является своеобразным катализатором для мыслительной деятельности ребенка и его роль заключена в фиксации хода рассуждений, обязывании анализировать выполняемые операции; содействует развитию навыков логического мышления, вооружать учащихся средствами самопроверки при затруднении, способствует формированию и осознанию понятий, определений и правил.

В начальной школе применяются следующие виды алгоритмов: [2]

Линейный, в котором все указания выполняются последовательно, друг за другом

Циклический алгоритм, что подразумевает под собой повторение одних и тех же операций над новыми данными

Разветвляющийся алгоритм, являющий собой алгоритм, в котором есть хотя бы одно условие подлежащее проверке, в результате выполнения которой обеспечивается переход на один из возможных двух шагов.

Каждый из вышеперечисленных алгоритмов обладает своими преимуществами. Рассмотрим применение разветвляющегося алгоритма на примере работы с орфограммой «Безударная гласная в корне слова», что является одной из проблемных у детей младшего школьного возраста. Нами был разработан следующий алгоритм к данной орфограмме:

С помощью данного алгоритма выполнимзадание : Вставь пропущенную гласную в словах: М..ряк, м.локо.

1) Слово « м..ряк». Пропущенная гласная не находится под ударением. Корень слова «мор», следовательно, пропущенная гласная находится в корне. Подбираем проверочное слово: море. В нем под ударением находится гласная «о», а значит, что в слове «моряк» мы пишем в корне гласную «о».

2) Слово «м..локо». Пропущенная гласная не находится под ударением. Корень слова «молок», пропущенная гласная в корне слова. Проверочное слово не удается подобрать, и поэтому, согласно алгоритму, смотрим написание в орфографическом словаре, где данное слово пишется с гласной «о» - « молоко».

Как мы можем убедиться, алгоритмы помогают с легкостью разрешить проблему написания слова. Дети с увлечением разбираются с алгоритмом, анализируют каждый свой шаг, а поскольку данный вид работы не дает заскучать, то и усвоение материала идет в гораздо более быстром и эффективном темпе.

Само собой алгоритмы не могут полностью заменить собой такие виды и приемы работы на уроке как работа с учебником, упражнения творческого характера. Алгоритм – это важный элемент в усвоении орфографических, а также пунктуационных правил. Правильно применяемые алгоритмы способствуют повышению качества знаний учащихся, развитию у них логического мышления и навыков самоконтроля.

Список использованной литературы

1. А. Г. .Асмолов , Г. В. Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

2. В. С. Кубакова «Алгоритмы на уроках русского языка». http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98667639

3. Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова «Планируемые результаты начального общего образования» .М.: Просвещение, 2010

4. С.И.Ожегов: Толковый словарь русского языка 2008 г.; М.: Оникс

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

Просмотров работы: 350