В основе художественно-образного мышления - моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта, после наглядно-действенного мышления, художественно-образное мышление оперирует ситуативно возникающими связями и более скрытыми существенными свойствами, не представленными в наглядной ситуации [2].
Условия, способствующие художественно-образному мышлению детей имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - субъективно-индивидуальные, физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка, позволяющие ему усвоить необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы. С другой стороны - интеллектуально-психологические особенности педагога, лежащие в основе его творческой личности.
Качественные характеристики, которые необходимо развивать для художественно-образного мышления у школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект. Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие художественно-образного мышления у школьников почти не отличается от тех, которые необходимы для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка [1].
Развитие художественного мышления детей возможно в условиях разрешения проблемных художественных ситуаций, творческих задач, связанных с пониманием и созданием художественного образа в собственной продуктивной изобразительной деятельности. С помощью выразительных средств детьми создаются образы - характеры, образы - события, образы - детали, передающие определенные эстетические идеи и чувства.
Боно Э. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри. 2005
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте-М., 2000