Рассмотрим те условия, благодаря которым человечество поддерживает свое существование на планете. Главными являются базовые факторы поддерживающие жизнеобеспечение биологической основы людей: питание, дыхание, сон, температурный режим, защита от негативных проявлений окружающей среды и агрессивного поведения других организмов, размножение. Человек стремится к этим целям точно так же, как это делают все прочие животные. Однако человек отличается от животных не в целях, но в средствах [3,с.46]. Невозможность удовлетворить базовые потребности ведет к гибели индивида.
Целесообразный полезный труд явился тем необходимым условием, благодаря которому человек сформировался на нашей планете и выжил на ней в условиях жесткой конкуренции с представителями других видов животного мира. Именно с процессом преобразования природных условий в ходе эволюционного развития формировалось физиологическое строение (например, функции рук и органов речи, усовершенствовались органы чувств) и, самое главное, производительная деятельность преобразовала структуру психики животного в сугубо человеческую сознательную и осмысленную рефлексию. Таким образом, с одной стороны человек воздействует на предметы труда, преобразуя их для своих целей, а с другой стороны предметы, посредством трудовой деятельности, развивают самого индивида. Именно необходимость коллективных действий выработала в психике человека способность к символизации, с помощью которой в свою очередь развился мыслительный процесс. Сплоченный коллектив, способный координировать совместные действия, обмениваться идеями и аккумулировать знания, позволил виду Homo Sapiens сохранить и увеличить свою популяцию и встать на господствующий уровень животного и растительного мира.
Вторым условием становления человека стал другой важный фактор - способность определять себя как субъекта деятельности, раздвоение сущего на объект и субъект [1,с.140]. Так в процессе культурогенеза, в эпоху первобытности люди научились в своих совместных действиях различать: свою субъектность, субъектность другого, объектное бытие. Данные факторы повлияли на дальнейшее развитие и дифференциацию психики человека. Таким образом, человечество начало продуцировать особый вид внетелесной субстанции - культуру, то есть создавать искусственную среду обитания - "вторую природу". Функция культуры состоит в налаживании связи человека с его природной средой: с одной стороны с местом обитания на земле и с окружающим космосом; с другой стороны - с такими же, как он, людьми. Иными словами назначение культуры, прежде всего, в том, чтобы удовлетворять потребности человека. Эти потребности можно разделить на две категории:
1. Удовлетворяемые за счет эксплуатации ресурсов окружающей среды.
2. Удовлетворяемые исключительно за счет ресурсов человеческого организма.
Культура имеет четыре основных компонента: технологический, идеологический, социальный, а так же категорию чувств и оценок.
Технологический сектор характеризует взаимоотношения человека с природой, использование им технологических средств и орудий труда, тип жилищ и т. п. У человека как биологического вида это кумулятивный и прогрессирующий процесс [2,с.56].
Идеологический сектор состоит из представлений, идей, верований, обычаев, различных видов знаний.
Социальный компонент включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, включая системы родства, экономические, военные, этические и др. Социальная организация не менее необходима для эффективной жизнедеятельности и выживания человеческого вида [2,с.57].
Чувства или установки формируют субъективный аспект, без них человек не отличался бы от животных [2,с.55].
"Пучком" мотиваторов и реализаторов поведения в культуре являются:
1) потребности человека - пусковой механизм любой деятельности;
2) способности - позволяющие удовлетворять и развивать потребности;
3) умения - превращают способности в реальные поступки.
Эта цепочка фиксирует механизмы, необходимые и достаточные для порождения деятельности [1,с.143].
Человек является не только творцом культуры, но и ее творением. Вне человеческого общества индивид не сможет развиться.
Как и все сущее, культура не возникает из пустоты. Для ее формирования необходима энергия. Растения получают ее непосредственно от солнечных лучей и с помощью процесса фотосинтеза превращают в органические соединения. Животные, в том числе человек, существуют за счет солнечной энергии запасаемой растениями.
Культура прогрессирует по мере того, как увеличивается количество энергии, используемое из расчета на душу населения, а так же по мере увеличения эффективности и экономичности средств контроля над энергией [2,с.108].
В этом тематическом ракурсе важно проанализировать противоречия между основаниями культурогенеза и деятельностью индивида, используя диахронический метод и метод моделирования.
На заре своего существования, когда человек только начинал использовать способности к символизации, продуцируемый им культурный феномен был невелик. Связано это с низкой производительностью добывания пищи охотой и собирательством. Социальная организация представляла собой общинно-родовой строй. Добываемые средства распределялись поровну между всеми членами группы. Группы локализовались на территории, исходя из принципов достаточности природных ресурсов для пропитания племени и невмешательства в ареал обитания других племен. Своеобразный древний "коммунизм".
В эпоху неолита произошла так называемая "неолитическая революция", переход к оседлому земледелию и кочевому скотоводству. Земледелие, как наиболее совершенный и стабильный способ добычи продукции, сконцентрированный на определенной территории, привел к возникновению первых городов, а затем государств. Получение избыточного продукта позволило освободить часть общества от непосредственного производства продуктов питания и содействовало его дифференциации в трудовой и социальной сферах. Это был необходимый, эволюционно опосредованный акт в процессе развития человечества. Благодаря централизованному управлению произошел рост и совершенствование культуры технологического сектора, детерминированная им идеологическая сфера обогащалась новыми образами, знаниями, верованиями. С другой стороны, проявились негативные аспекты в психической установке людей. Возникла проблема отчуждения человека от результатов труда и самого труда. Для многих людей труд стал восприниматься не как необходимый акт, приносящий удовлетворение не только в материальных ценностях, но и творческому началу в человеке, а как тяжелая необходимость для обеспечения этих потребностей. Концентрация значительных материальных ресурсов и власти у правящей верхушки привела к превосходству одной группы людей над другой. Осознание того факта, что не затрачивая собственной энергии на добывание материальных средств, можно черпать ее у других, привело к расслоению общества на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых. Вначале данное явление практиковалось внутри общины, затем привело к завоевательным походам и, как следствие, рабовладению. Если просмотреть историю нашей планеты с начала возникновения первых цивилизаций, не найдется ни одного дня, когда не существовало бы вооруженных конфликтов. Главная опасность настоящего времени заключается во все более стремительном развитии технологического сектора культуры, в том числе создании мощного оружия массового уничтожения, что, при дисбалансе с психическим развитием человечества, представляет серьезную угрозу. Если, согласно концепции многих ученых, филогенез повторяет онтогенез, то человечество является в настоящий момент подобным подростку "переходного периода". Представим что этот неуравновешенный, гиперамбициозный тинэйджер управляет реактивным самолетом-бомбардировщиком. Последствия могут быть катастрофическими.
Другим негативным последствием безудержной технологизации культуры стал перерасход природных ресурсов, истощение которых приведет к печальным последствиям. Как писал выдающийся философ истории культуры Моисей Самойлович Каган: " Только гармония культуры и природы способна быть альтернативой самоубийству культуры, а значит - гибели человечества" [3,с.69]. Перерасход ресурсов обусловлен неуемной алчностью индивидов к материальным средствам и желание возвысить собственный престиж с помощью финансовых средств и внешних атрибутов. В качестве примера могу привести такой незначительный, на первый взгляд, факт, как приобретение больших мощных автомобилей для демонстрации индивидами своего статуса. Если в древние времена для этих целей люди украшали себя перьями и татуировками, то в наше время средством демонстрации стал большой внедорожник. Изменилась только форма фетиша, мышление осталось прежним. Передвижение исключительно на собственном автомобиле, без особой необходимости, приводит: к загрязнению окружающей среды; малоподвижному образу жизни самого владельца, негативно сказывающемся на его здоровье; созданию заторов на дорогах, и, как следствие, неэффективной производительности труда подвижного состава промышленных и иных предприятий; увеличению добычи нефтяных ресурсов; травматизму на дорогах (тем более, что окрыленный финансовыми возможностями индивид зачастую пренебрегает правилами дорожного движения).
В сфере социального сектора проблема заключается в несправедливой редистрибуции. Именно редистрибуция, вкупе с отношением к средствам производства, лежит в основе того или иного социального строя. Чрезмерная концентрация материальных средств у небольшой группы индивидов и невозможность удовлетворить в полной мере базовые потребности другой, более многочисленной группе, непосредственно создающей блага, приводит к противоречию с энергетическими условиями прогресса культуры и, как следствие, к резкому снижению её уровня. Прогресс переходит в регресс. Кроме того увеличение напряженности между классами зачастую выливается в кровопролитные конфликты.
Парадокс современности заключается в том, что культура, выработанная человечеством как способ приспособления к окружающему миру, начинает "работать" в обратном направлении. Во что может вылиться подобная трансформация социума, при его очевидном конфликте с основными факторами условий сохранения жизни? По моему мнению, ответ очевиден: человечество может погубить война с использованием оружия массового поражения, экологическая катастрофа, деградация вида Homo sapiens. Законы эволюции беспощадны. В определенной точке возврата назад уже не будет. Либо в деятельности высшей нервной системы людей произойдут качественные преобразования, откроются новые возможности психики, и люди построят совместное сосуществование на иных принципах.
В связи с этим, людям необходимо задуматься над своими потребностями, целями и стремлениями. Наше собственное будущее в грядущих поколениях. Поэтому необходимо, кроме удовлетворения собственных потребностей, создавать прочную платформу нашим потомкам. Идти параллельно с природой, не только используя ее ресурсы, но и возобновляя их. И главной задачей на этапе современного развития, является переустройство социальной системы общественных отношений. Ибо, как нам подсказывает Лесли Уайт: "Выживание нации требует подчинения частного права всеобщему благополучию, части - целому. Социальная эволюция неизбежно влечет за собой более высокий уровень интеграции, более высокую концентрацию политической силы и контроля" [3,с.416].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каган, М. С. Философия культуры [Текст] / М. С. Каган. - С.-Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1996.
2. Уайт, Л. Избранное: Эволюция культуры [Текст] / Л. Уайт. - М., РОССПЭН, 2004.
3. Уайт, Л. Избранное: Наука о культуре [Текст] / Л. Уайт. - М., РОССПЭН, 2004.
8