Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки.
Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.
Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный.
В учебнике русского языка В.П. Канакиной говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается название орфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.
Существуют различные классификации орфограмм, мы рассмотрим основные орфограммы, изучаемые в начальной школе. Среди них можно выделить:
- Правописание безударных гласных в корне слова;
- Звонкие и глухие согласные;
- Непроизносимые согласные;
- Разделительный «ь» и «ъ»;
- Раздельное написание предлогов/слитное написание приставок;
- Заглавная буква в Именах Собственных;
- Заглавная буква в начале предложения;
- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
- «ь» на конце Имен Существительных после шипящих;
- Безударные окончания Имен Существительных;
- Правописание окончаний Имен Прилагательных (-ого, -его);
- Правописание безударных личных окончаний Глаголов.
Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им приходится учить правила, запоминать стихи о разных орфограммах, много раз прописывать слова с орфограммами, но во время проверочных работ все знания об орфограммах часто «вылетают» из головы и полученная отметка совсем не радует. Что же делать в таком случае?
Для решения этой проблемы и упрощения работы с орфограммами, были разработаны следующие не сложные алгоритмы.
Алгоритмы написания орфограмм в начальной школе
1. Правописание безударных гласных в корне слова
1) Прочитай слово;
2) Больше одного слога?
3) Безударная гласная находится в корне слова?
4) Безударную гласную можно проверить?
5) Подбери однокоренное слово так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение;
6) Подчеркни орфограмму.
2. Звонкие и глухие согласные
1) Прочитай слово;
2) В какой части слова находится орфограмма?
3) Подбери однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный;
4) Подчеркни орфограмму.
3. Непроизносимые согласные
1) Прочитай слово;
2) В какой части слова находится орфограмма?
3) Подбери однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный;
4)Подчеркни орфограмму.
4. Разделительный «ь» и «ъ»
1) Прочитай слово;
2) В какой части слова находится орфограмма?
3) Если на стыке приставки и корня, пиши «ъ»;
4) Если нет, пиши «ь»;
5)Подчеркни орфограмму.
5. Раздельное написание предлогов/слитное написание приставок
1) Прочитай слово;
2) Какая это часть речи?
3) Если глагол – пиши слитно, это приставка;
4) Если другая часть речи, пиши раздельно, это предлог;
5)Подчеркни орфограмму.
6. Заглавная буква в Именах Собственных
1) Прочитай слово;
2) Это Имя Собственное?
3) Если да, пиши первую букву заглавную;
4) Если нет, пиши строчную;
5)Подчеркни орфограмму.
7. Заглавная буква в начале предложения
1) Прочитай слово;
2) Где находится слово?
3) Если в начале предложения, пиши с заглавной буквы;
4) Подчеркни орфограмму.
8. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
1) Прочитай слово;
2) В слове есть сочетания жи-ши (ча-ща, чу-щу)?
3) В этих сочетаниях после шипящих всегда пиши «и» («а», «у»);
4) Подчеркни орфограмму.
9. «ь» на конце Имен Существительных после шипящих
1) Прочитай слово;
2) Это Имя Существительное?
3) Какой род?
4) Если мужской или женский, пиши «ь»/если средний, «ь» не пишется;
5) Подчеркни орфограмму.
10. Безударные окончания Имен Существительных
1) Прочитай слово;
2) Где находится орфограмма?
3) Если в окончании, измени форму слова так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение;
4) Подчеркни орфограмму.
11. Правописание окончаний Имен Прилагательных (-ого, -его)
1) Прочитай слово;
2) В слове есть сочетание (-ого, -его)?
3) Если да, запомни: эти сочетания всегда пиши через «г»;
4) Подчеркни орфограмму.
12. Правописание безударных личных окончаний Глаголов
1) Прочитай слово;
2) Это Глагол?
3) Если да, к какому спряжению относится?
4) Если к I, в окончании пиши –ут/-ют/если ко II, в окончании пиши –ат/-ят;
5) Подчеркни орфограмму.
Литература
1. Методики преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007. – 21 с.
2. Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. — 5-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 368 с.
3. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
4. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Посвещение, 2014. – 23 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа, 2003. – 39 с.