АЛГОРИТМЫ НАПИСАНИЯ ОРФОГРАММ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

АЛГОРИТМЫ НАПИСАНИЯ ОРФОГРАММ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сайфуллина А.Х. 1
1Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Часто в школе учитель просит обозначить орфограммы в словах. Но что такое орфограмма и как ее найти? Кроме того, как с ней работать?

Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки.

Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный.

В учебнике русского языка В.П. Канакиной говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается название орфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.

Существуют различные классификации орфограмм, мы рассмотрим основные орфограммы, изучаемые в начальной школе. Среди них можно выделить:

- Правописание безударных гласных в корне слова;

- Звонкие и глухие согласные;

- Непроизносимые согласные;

- Разделительный «ь» и «ъ»;

- Раздельное написание предлогов/слитное написание приставок;

- Заглавная буква в Именах Собственных;

- Заглавная буква в начале предложения;

- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;

- «ь» на конце Имен Существительных после шипящих;

- Безударные окончания Имен Существительных;

- Правописание окончаний Имен Прилагательных (-ого, -его);

- Правописание безударных личных окончаний Глаголов.

Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им приходится учить правила, запоминать стихи о разных орфограммах, много раз прописывать слова с орфограммами, но во время проверочных работ все знания об орфограммах часто «вылетают» из головы и полученная отметка совсем не радует. Что же делать в таком случае?

Для решения этой проблемы и упрощения работы с орфограммами, были разработаны следующие не сложные алгоритмы.

Алгоритмы написания орфограмм в начальной школе

1. Правописание безударных гласных в корне слова

1) Прочитай слово;

2) Больше одного слога?

3) Безударная гласная находится в корне слова?

4) Безударную гласную можно проверить?

5) Подбери однокоренное слово так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение;

6) Подчеркни орфограмму.

2. Звонкие и глухие согласные

1) Прочитай слово;

2) В какой части слова находится орфограмма?

3) Подбери однокоренное слово так, чтобы после согласного стоял гласный;

4) Подчеркни орфограмму.

3. Непроизносимые согласные

1) Прочитай слово;

2) В какой части слова находится орфограмма?

3) Подбери однокоренное слово так, чтобы после непроизносимого согласного стоял гласный;

4)Подчеркни орфограмму.

4. Разделительный «ь» и «ъ»

1) Прочитай слово;

2) В какой части слова находится орфограмма?

3) Если на стыке приставки и корня, пиши «ъ»;

4) Если нет, пиши «ь»;

5)Подчеркни орфограмму.

5. Раздельное написание предлогов/слитное написание приставок

1) Прочитай слово;

2) Какая это часть речи?

3) Если глагол – пиши слитно, это приставка;

4) Если другая часть речи, пиши раздельно, это предлог;

5)Подчеркни орфограмму.

6. Заглавная буква в Именах Собственных

1) Прочитай слово;

2) Это Имя Собственное?

3) Если да, пиши первую букву заглавную;

4) Если нет, пиши строчную;

5)Подчеркни орфограмму.

7. Заглавная буква в начале предложения

1) Прочитай слово;

2) Где находится слово?

3) Если в начале предложения, пиши с заглавной буквы;

4) Подчеркни орфограмму.

8. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1) Прочитай слово;

2) В слове есть сочетания жи-ши (ча-ща, чу-щу)?

3) В этих сочетаниях после шипящих всегда пиши «и» («а», «у»);

4) Подчеркни орфограмму.

9. «ь» на конце Имен Существительных после шипящих

1) Прочитай слово;

2) Это Имя Существительное?

3) Какой род?

4) Если мужской или женский, пиши «ь»/если средний, «ь» не пишется;

5) Подчеркни орфограмму.

10. Безударные окончания Имен Существительных

1) Прочитай слово;

2) Где находится орфограмма?

3) Если в окончании, измени форму слова так, чтобы на проверяемую гласную падало ударение;

4) Подчеркни орфограмму.

11. Правописание окончаний Имен Прилагательных (-ого, -его)

1) Прочитай слово;

2) В слове есть сочетание (-ого, -его)?

3) Если да, запомни: эти сочетания всегда пиши через «г»;

4) Подчеркни орфограмму.

12. Правописание безударных личных окончаний Глаголов

1) Прочитай слово;

2) Это Глагол?

3) Если да, к какому спряжению относится?

4) Если к I, в окончании пиши –ут/-ют/если ко II, в окончании пиши –ат/-ят;

5) Подчеркни орфограмму.

Литература

1. Методики преподавания русского языка в начальных классах, Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В., 2007. – 21 с.

2. Розенталь Д. Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы. — 5-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 368 с.

3. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.: Просвещение, 1995. — 240 с.

4. Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Посвещение, 2014. – 23 с.

5. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии/Д.Н.Богоявленский// Начальная школа, 2003. – 39 с.

Просмотров работы: 1989